Другие религии

ИУДАИЗМ
Иудаизм (ивр. Йехудим) - древняя монотеистическая религия еврейского народа (в соответствии с Галахой, иудейским правом, принявшие эту религию иноплеменники становятся евреями). Современный иудаизм восходит ко времени пророка Моисея (Моше) (XIV в. до н.э.), когда, согласно традиции, Бог вывел еврейский народ из египетского плена и избрал его в качестве светильника человечества. В то время десять заповедей были ниспосланы Моисею на горе Синай, в частности, запрет делать какое-либо изображение Бога. Впоследствии все откровения были записаны, составив Священное Писание Танах (христианский Ветхий Завет) из 24 книг, делящиеся на три раздела: Тора (Закон), Пророки и Писания. Основы веры в них есть преданность одному Богу (древнееврейские имена - Яхве, Элоах, Адонай и др.), среди прочих предписаний, соблюдение субботы, обрезание и запрет употребления свинины. В древности евреи имели Иерусалимский храм и жертвоприношения, который был разрушен римскими войсками, а сами евреи выселены в иные земли. В новый период Раввинистического иудаизма богослужения сконцентрировались в синагогах, обычаи и устные толкования раввинов были записаны в Талмуде. Большинство иудеев ныне проживает в Израиле, США и Канаде.
 Основные течения иудаизма - ортодоксия (литваки, хасиды, сефарды-харедим, сионисты) и реформизм. Ортодоксию, в первую очередь, представляют литваки, - основанное раввином и каббалистом Элияху бен Шломо Залманом (1720-1797), ориентирующимся на раввинистическую ученость и критиковавшим хасидов. Хасидизм как иную ортодоксию основал ребе и каббалист Исраэль Баал-Шем-Тов, Бешт (1698-1760), почитаемый в качестве цадика (святого), ориентировавшийся не на книжность, но праведность учителя, хасиды - противники сионизма; наиболее влиятелен Хабад-Любавич (любавичский хасидизм) в котором свой последний 7-й ребе Менахем-Мендл Шнеерсон (1902-1994) почитается в качестве Машиах (Мессии). Наконец, религиозный сионизм, - разновидность Ортодоксального модернизма в котором создание Израиля понимается как приготовление прихода Мессии, создан в сер. XIX в. раввином Цви Калишером и разработан раввином Авраамом-Ицхаком Куком (1865-1935). Реформистский (прогрессивный) иудаизм основал в нач. 19 в. в Германии раввин Авраам Гейгер (1810-1874), ориентировавшийся на пророков, а не закон, упростивший службы и сочетающий иудаизм с либерализмом. Также имеются два иудейских течения, следующие дораввинистическому иудаизму и признающие только Тору (самаритяне) либо весь Танах (караимы) без Талмуда. Частью иудаизма можно считать и мессианских евреев, верящих в Мессию Йешуа (Иисуса).
 На территории России еврейские общины в Боспоре появились еще до н.э. (современные крымчаки), в Дагестане с VI в. (татоязычные горские евреи), существовал тюркский Хазарский каганат с иудейской верой знати (ок. 740 г. принял иудаизм бек Булан, окончательно утвердил религию Обадия), были иудеи и среди знати Алании. В русских княжествах были славяноязычные еврейские общины (кенааним), просуществовавшие в западных землях до XVII в. и ассимилированные идишеязычными евреями-ашкеназами, переселившимися по приглашению польского короля из Западной Европы. В Московской Руси в кон. XV в. возникла отчасти проиудейская новгородско-московская ересь, произошедшая как считалось от еврея Схарии, после расправы над ее сторонниками, уже при Иване Грозном евреям был запрещен даже временный въезд в страну, в XVIII в. Екатерина I и Елизавета своими указами высылали всех евреев из страны (кроме крестившихся). Но, после присоединения польских земель и Крыма со значительным еврейским населением, Екатерина II в 1780 г. не только легализовала их положение, но и приписала всех, впервые в Европе, к купеческому сословию, однако в 1791 г. установила черту оседлости - территорию, разрешенную для проживания в городах (западные губернии, Прибалтика, Кавказская и Астраханская губернии). В 1844 были упразднены органы еврейского самоуправления - кагалы, в то же время властями в Вильно и Житомире были созданы светские училища для раввинов и  учителей, были узаконены титулы даяна Темир-Хан-Шуры - главного раввина горских евреев северного Кавказа и даяна Дербента для южного Дагестана и Азербайджана. При Александре II часть евреев (высшие купцы, лица с высшим образованием, медперсонал, военнослужащие) получили право селиться вне черты оседлости, хотя фактически процесс шел и ранее, например, в Петербурге иудейская община возникла уже в 1802 г. В 1871 построена первая синагога в Москве, а в 1891 и 1893 Хоральные синагоги Москвы и Петербурга. К нач. ХХ в. большинство евреев мира проживало именно в Российской империи. После начала войны, в 1915 г. евреи как ненадежный элемент выселялись из прифронтовой зоны, но это позволило проживать им во всех городах империи, окончательно же ограничение в правах было снято только Временным правительством. В советские годы оставались открытыми лишь некоторые синагоги, например, хоральные и хасидская синагога в Марьиной Роще (правда вплоть до 1943-44 гг. они были без раввинов), с 1957 г. открылась иешива "Кол Я‘аков", практиковалось подпольное обучение на дому. В современной России иудаизм исповедуется, как евреями (ашкеназы, горские, грузинские и бухарские евреи-мизрахим, а также особый субэтнос караимы), так и отдельными обратившимися, вместе составляющими 0,1 % от всего населения. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
► Организация ортодоксального иудаизма "Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России" (КЕРООР) (keroor.com) - централизованное объединение до 100 общин ортодоксального иудаизма "литваков" (до 2016 также и реформистского); КЕРООР учрежден в 1993 с центром в Московской хоральной синагоге как правопреемник основанного еще в 1990 Всесоюзного/Всероссийского совета еврейских религиозных общин (ВСЕРО); во главе организации стоят Съезд, Президиум, Главный раввинат и Главный раввин, Президент, Председатель и Директор, имеет Духовное училище (ешиву);
► Организация ортодоксального иудаизма "Федерация Еврейских Общин России" (ФЕОР) (feor.ru ravvinat.ru) - объединение около 200 общин ортодоксального иудаизма, а именно Хабада (любавичского хасидизма) с центром в Нью-Йорке, вера которого в уже пришедшего Мессию была осуждена Верховным раввинатом Израиля), есть представители карлинских хасидов; зарегистрирована в 1999, центр в Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще, управляется Съездом, Правлением, Президентом, Раввинским советом и Главным раввином, имеет Международный еврейский институт экономики, финансов и права (до 2008 - Университет XXI века);
► Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) (rahel.ru) - централизованное объединение около 40 общин реформистского иудаизма, берущее начало в 1989, когда была зарегистрирована первая община "Гинейни" (сейчас в Мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве), ОРОСИР учрежден в 1993, до 2016 входил в структуру КЕРООР с постом вице-президента, открыт институт по подготовке общинных работников "Махон" в Москве;
► Всемирный Союз Прогрессивного Иудаизма (Отделение СНГ и стран Балтии) (wupj.ru) - отделение реформистского World Union for Progressive Judaism в Москве и Петербурге, имеет Раввинский колледж;
► Московская община прогрессивного иудаизма "Ле-Дор Ва-Дор" (ledorvador.ru) - местное объединение реформистского иудаизма, зарегистрирована в 2006, имеет Институт Современного Иудаизма;
► Духовное Управление караимов Украины - духовно-административное объединение караимов (после изменения статуса Крыма - в процессе перерегистрации); неталмудические иудеи-караимы Азии известны с VIII, а тюркоязычные караимы Крыма с XIII в., российское дореволюционное законодательство не относило их к евреям, этой же позиции придерживались и немецкие оккупационные власти, но Закон о возвращении Израиля относит их к евреям на основании вероисповедания; духовным центром являются Караимские кенассы в Евпатории, возглавляет объединение Председатель Духовного Управления; прозелитизм не практикуется;
► Иудеи-субботники (subotnikjews.wordpress.com) - общины русских раввинистических и караимских иудеев, возникшие среди крестьян в XVIII в. Воронежской, Московской и др губерний; преследовались властями и ссылались на Кавказ и в Сибирь, практиковали приглашение на службы еврейских раввинов, до 1937 существовала и в 1962 отстроена вновь синагога в Ильинке и есть новая синагога в Высоком Воронежской области, часть субботников слилась с еврейскими общинами (геры), большинство остальных в постсоветские годы эмигрировало в Израиль;
► Мессианские евреи (messianic.ru ieshua.org tanah.ru kehilatyeshua.narod.ru) - иудейские/христианские общины, сохраняющие веру в богоизбранность Израиля и закон Торы, но признающие Йешуа ми-Нацерет (Иисуса из Назарета) как Мессию; еще И.Д. Рабинович основал в 1882 в Кишиневе первую мессианскую синагогу "Община Мессианских Евреев - Сынов Нового Завета", дело которой продолжил Еврейский Христианский Союз Бессарабии, в Австро-Венгрии на рубеже веков подобных взглядов придерживался раввин И. Лихтенштейн, Раввин Л. Коэн основал миссию "Служение Избранному Народу" в 1894 в Бруклине (Нью-Йорк), а М. Чернов учредил в 1970 первую современную мессианскую общину в Цинциннати (Огайо, США); возрождение мессианизма в России произошло в 1993, когда был зарегистрирован "Мессианский центр" в Петербурге, в 1994 - мессианская синагога "Шомер Йисраэль" (Страж Израиля) в Москве, здесь же возникли объединение "Служение мессианских евреев в России", община "Кеhилат Йешуа" и Мессианский Культурно-Просветительский Центр "Бейт Сар Шалом" (Дом Царя Мира) - отделение миссии Служение Избранному Народу /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Большая хоральная синагога 1883 СПб. (www.wikimedia.org)

Большая хоральная синагога 1883 СПб. (www.wikimedia.org)

Московская хоральная синагога 1891 (www.newswe.com)

Большая соборная кенасса 1807 Евпатория (www.wikimedia.org)


НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ РОССИИ
Народные (этнические) религии в России - древние политеистические (языческие) верования славян, тюрок, алан, финно-угров, самодийцев, тунгусо-манчжуров, палеоазиатов и других коренных народов России. Политеизм (многобожие) помимо мифологии включает в себя тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм и другие пласты архаичных верований и практик. Данные религии существовали в догосударственный родоплеменной период и носили официальный характер и после возникновения государств на территории России до принятия мировых религий (Алания, Киевская Русь, Тюркский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Малмыжское княжество и др.). Так, медиумы-шаманы были у народов Азии уже в эпоху первобытного неолита, но играли важную роль на раннем этапе и в религии таких государств, как Китай (до XIII в. до н.э.), Хуннское государство (где был сан главного шамана - Ата-кам), Бохай, Корея (до XV в.), Манчжурия. У одних народов непрерывные языческие традиции в несколько упрощенной форме сохранились до наших дней: в европейской части России немало последователей марийской ("чимарий" - чистые марийцы), удмуртской, чувашской ("чан чаваш" - истинные чуваши), осетинской и черкесской веры, древний политеизм здесь во многом трансформировался в монотеизм (Единый Бог - Кугу-Юмо марийцев, Инмар удмуртов, Тура чувашей, Хуыцау осетин, Тха (Тхьэ) адыгов-черкесов); народы Сибири и Севера следуют шаманизму (часто совмещая его с христианством или буддизмом, в 1997 г. законом "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" шаманизм объявлен в числе четырех традиционных для Бурятии религий), при этом шаманистские организации созданы в основном среди тувинцев и бурят, практика иных шаманов остается сугубо индивидуальной. У других (русских, татар), существующие неоязыческие общины практикуют возрожденную народную веру в форме реконструкции древних верований на основе книг, фольклора и личных представлений (политеистический реконструкционизм). Славянское неоязычество (родноверие) начало оформляться среди украинцев еще в 1930-е гг., когда в составе УПА в 1936 возникла повстанческая группа им. Перуна, а первым идеологом стал санскритолог проф. В.П. Шаян (1908-1974), один из его бывших соратников Л.Т. Силенко основал первую общину Родной украинской национальной веры (РУН-Веры) с единым Дажьбогом в Чикаго (США) в 1966 г. Тюрко-монгольское тенгрианство в 1990-е гг. реконструировали прежде всего татарские деятели М.Э. Аджиев (М. Аджи), Р.Н. Безертинов и к.ф.н. Ф.Н. Фатклисламов (Девбаш), древние верования пополнились культом Чингис-хана и Ататюрка, неотенгрианские группы последователей возникли в Татарстане, Башкирии, Крыму, Калмыкии, Тыве, Алтае, Якутии. Ряд народных общин сотрудничает с Международной Языческой Федерацией (PFI) и Европейским конгрессом этнических религий (ECER), инициированным лидером литовской "Ромувы" Й. Тринкунасом.
 Несмотря на национальные особенности политеизма, в целом народные верования типически схожи относительно почитания природы и предков, представления о Мировом древе. Пантеон всех этнических религий включает богов и богинь Неба, Земли и подземелья (слав. Сварог или Стрибог, Мать-Земля и Велес; тюрко-монг. Тенгри, Умай и Эрлик; мар. Кугу-Юмо или Пыл-Юмо, Мланде Ава и Керемет или Йын; мордв. Шкай (Нишке-паз), Модава и Масторатя; ненец. Нум, Я-небя и Нга), Солнца и Луны (слав. Дажьбог Хорс и Мокошь, мар. Кече и Тылзе-Юмо, мордв. Чи-паз и Ковава), богиню женщин, судьбы и ткачества (слав. Мокошь, мар. Юмын удыр, мордв. Анге-Патяй); ключевым в календарной обрядности является почитание воскресающих весной и умирающих осенью божеств (славянские Ярила и Кострома, тюркский Сабантуй, марийский Агавайрем), а также дни поминовения умерших (славянские русалии, день памяти марийского князя XI в. Чумбылата, чувашская Юпа, осетинская Майрамта, черкесские Хьэдэlус). В качестве священных рассматриваются устные мифы и эпос, в последние годы появляются книги (напр.: Попов Н.С. Марий Кумалтыш Мут («Марийские молитвы-заклинания»). Йошкар-Ола, 1991). Богослужения проводятся обычно в открытых святилищах на природе (капища, священные рощи и т.п.). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Организация Марийской Традиционной Религии (МТР) Республики Марий Эл (mtr.mari-el.name ВКонтакте) - централизованная религиозная организация марийской веры (Марий Йула) с центром в г. Йошкар-Ола; общенациональные моления с квасом, блинами, хлебом, животными жертвоприношениями и свечами совершались до 1887, когда были запрещены сначала царской, а позже советской властью (продолжались только родовые моления во главе со жрецами-картами (онаенгами), общее моление состоялось только в 1949 в память о Дне Победы, хотя локальные были и в 1943), возрождение наступило в 1991, когда был зарегистрирован Высший административный Всемарийский духовно-религиозный языческий центр "Ошмарий - Чимарий" (Белый мариец - Чистый мариец) (первый глава писатель А.М. Юзыкайн), позднее его заменила МТР во главе с Верховным картом (Тюнь наеҥ), входящим в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики; с организацией связаны ряд незарегистрированных групп в самой республике, а также Нижегородская областная языческая обшина и национально-культурные автономии марийцев в Татарстане, Башкортостане, Кировской, Свердловской обл., Москве и др.); независимо исповедуют веру сторонники жрецов в составе общественной организации "Марий ушем" (Союз мари) и синкретического языческо-православного течения "Кугу Сорта" (Большая Свеча), или "Ош мари" (Белый мариец);
Удмурт Вось (Удмуртское моление) (galihanow2010.narod.ru) - объединение верующих древнеудмуртской религии, официальная община возникла в 1990 в составе национально-культурного общества "Дэмен" (почетный жрец - художник С.Н. Виноградов), а в 1994 зарегистрирована как самостоятельная организация с Центром духовной культуры удмуртов в Ижевске; молениями руководят торо, а исполняют наследственные жрецы-восясь (почти исчезнувшие к кон. 1980-х), общенациональные моления проводятся с 1992 в июне (прежде проводились только локальные), в 1998 власти выделили землю под строительство храмового центра в Ижевске, новшеством является появление в селах общественных моленных; существуют также независимые общины в Башкирии и др.;
Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка (erzia.saransk.ru) - основная организация в движении за возрождение народной веры народа мордва, в основном среди субэтноса эрзян; в 1989 в Мордовии возникло национальное движение "Масторава", ряд лидеров которого (д.филол.н. А. М. Шаронов, поэтесса Маризь Кемаль (Р.С. Кемайкина) и основали в 1993 Фонд, Маризь Кемаль стала первой жрицей эрзянского народа (озавой) на молении в 1992 (впервые после XIX века), возглавившей "Эрзянь Раскень Озкс" (Всеэрзянское моление) с 2-метровой свечой - в июле 1999 (проводится раз в 3 года в деревне Чукалы (Мордовия), среди духовных лидеров есть и Инязор (царь) эрзян;
Организация традиционной веры чувашей "Тура" (ВКонтакте) - местное религиозное объединение чувашской народной веры как традиционного варианта тенгрианства, до 2011 именовалась "Природная экологическая религиозная организация "Академия чувашской духовности" (ПЭРО "АЧД"), учреждена в 1995 в Чебоксарах, в качестве своеобразного образовательного учреждения, аффилированного с зарегистрированным в 1994 Чувашским природным религиозно-духовным объединением "Турăç" (в 2001 ликвидировано по требованию Минюста); первый президент д.ф.-м.н. Д.Д. Ивлев, а верховный жрец (мучавур) - Хведеру Матуру (скульптор Ф.И. Мадуров);
Фонд поддержки чувашской национальной культуры "Сувар" ("Сăвар" чăваш наци культурин аталану фонд) - культурная организация, поддерживающая в т.ч. возрождение чувашской народной веры, участвуя в общественных молениях и устанавливая обрядовые столпы "Юпа", зарегистрирован в 2012 в Чебоксарах;
Координационный Центр Этнической Природной Истинной религии (Народная Вера) Волго-Уральской Эйкумены (КЦ ЭПИР (НВ) ВУЭ) - неформальное объединение во главе с Советом кураторов, создано в Чебоксарах (Чувашия) в 2006 на форуме, инициированном организацией "Тура", рядом духовных лидеров чувашской, марийской, удмуртской и мордовской (эрзянской) веры;
Совет служителей древних святилищ "Дзуары лæгтæ" - неформальный коллегиальный орган для координации деятельности священнослужителей ("дзуары лæгтæ") традиционной осетинской религии "ирон æгъдау", или "ирон дин", созданный во Владикавказе (Сев. Осетия-Алания) в 2016 по инициативе общественной организации "Иудзинад";
Районная Моздокская община Ассов (Ацæтæ) (assdin.ru) - община последователей осетинской народной религии, основой которой является Нартский эпос, а основателем религии ассов считается Сауасса, родоначальник Великих Нартов, организация зарегистрирована в 2009 в г. Моздок (Сев. Осетия-Алания);
Религиозная организация традиционного верования осетин "Æцæг Дин" (Истинная вера) - община последователей осетинской народной религии, зарегистрирована во Владикавказе в 2009, связана с общиной в Моздоке;
Адыгэ хабзэ (habze.info) - движение сторонников национальной адыгской (черкесской) религии; "Адыгэ хабзэ" - наименование неписаного кодекса горской этики и этикета, частью которых выступают и традиционные верования в центре которых Единый Бог - Тха (Тхьэ) и его Т-образный символ, руководят обрядами служители "тхамада"; исповедуется ок. 7% адыгов (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абазины) России и зарубежья, в настоящее время не имеет зарегистрированных объединений;
Организация тувинских шаманов "Тос-Дээр" (Девять Небес) - одно из первых зарегистрированных централизованных объединений последователей народной языческой веры в Сибири, в 1993 в Кызыле (Тыва) создана организация шаманов "Дунгур" (Бубен), а в 1998 - "Тос-Дээр", возглавил которую президент, к.и.н., писатель М.Б. Кенин-Лопсан;
Организация шаманов "Адыг-Ээрен" "Дух Медведя" (adyg-eeren.ru) - местная языческая организация в г. Кызыл (Тыва) во главе с Верховным шаманом Республики Тыва, позиционирующая возрождение тюрко-монгольского и скифского тенгрианства, шаманизма и ведического знания; 
Духовный центр бурятской народной религии "БƟƟ мургэл" - религиозная организация приверженцев бурятского язычества (название переводится как "Шаманская вера"), община под руководством Н.А. Степановой (сейчас возглавляет Общество центрально-азиатского шаманизма) возникла в 1991, зарегистрирована в 1993 как "Хэсэ хэнгэрэк" ("Грохочущий бубен"), переименована в 1997;
Межрегиональный центр шаманов "Хаан-Тэнгэри" (ВКонтакте) - централизованная организация бурятского язычества, базой при создании которой послужила зарегистрированная в 2002 местная организация "Тэнгэри", центр в Улан-Удэ, филиалы в Чите, Иркутске и Москве, в 2013 начато строительство храма "Тэнгэрин Ордон" в Улан-Удэ;
Совет шаманских общин Прибайкалья - неформальный консультативный и координирующий орган, созданный в Иркутске в 2008 для ряда бурятских языческих общин Иркутской обл., где исторически в большей степени, чем в Бурятии, сохранились добуддийские верования и обряды;   
Международный Фонд Исследования Тенгри (МФИТ) (tengrifund.ru) - основная международная организация, пропагандирующая тюрко-монгольское тенгрианство, обосновывает появление тенгриведения; резолюция о намерении создания Фонда была принята на II-й Международной научной конференции "Тенгрианство и эпическое наследие кочевников Евразии: истоки и современность" в 2009 в Улан-Баторе (Монголия), в 2011 на III-й Конференции принят устав и Фонд был зарегистрирован в Якутске;
►  Айыы итэҔэлэ (uhhan.ru/publ/132-2) - известное как "Кут-сюр" (Душа-дух) якутское неотенгрианское объединение (название переводится как "религия Айыы"), основанное к.филол.н. Л.А. Афанасьевым (Тэрисом), автором монотеистического Учения Айыы, где верховный бог якутского пантеона Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог-Господин) отождествлен с Тангра (Урун Аар Тойон), все остальные 63 бога - его проявления, его служители - белые шаманы (жрецы - алгысчыт), в отличие от целителей - шаманов черных, якуты призваны возродить тенгрианство для всего тюркского мира, священным считается якутский эпос (олонхо); в 1990 была основана школа "Кут-сюр", зарегистрирована в 1993, в дополнение к ней в 1994 создана ассоциация "Итэхэл" для организационного обеспечения деятельности школы, в 2015 зарегистрирована местная религиозная организация Айыы итэҔэлэ в Якутске, ее возглавляет Тойон (руководитель) и Сэсэн (философ), создаются для молений и обучения "дома Айыы", выпущено учебное пособие для средних школ;
Аар Айыы итэгэлэ (Религия Аар Айыы) - якутское неоязыческое объединение тенгрианцев, основанное на идеях руководителя Ассоциации народной медицины Якутии с 1990, д.м.н. В.А. Кондакова, первоначально поддерживавшего организацию "Кут-сюр", но затем не согласившимся с умалением роли шаманов-целителей и мифотворчеством; Единый Бог - Тангра (Урун Аар Тойон); в 1996 в ассоциации была создана исследовательская организация "Юрюн Аар Тойон", в 2011 были зарегистрированы три первые общины, а в 2014 учреждена централизованная религиозная организация, имеет свой дом "Аар Айыы итэгэлин дьиэтэ" в Якутске;
Школа экологии души "Тенгри" - алтайская тенгрианская община, созданная в 1995 в пос. Онгудай Республики Алтай, ориентирующаяся, как на традиционный шаманизм, так и неотенгрианство;
Союз Венедов (ВКонтакте) - старейшее русское неоязыческое религиозно-политическое объединение; в 1986 в Ленинграде было создано "Общество волхвов" (к.ф.н. В.Н. Безверхий - Остромысл), участвовавшее в Национально-демократической партии, в 1989 от последней отделилась Русская Народная партия, в результате ее раскола в 1990 возник Союз как историко-культурологическое общество хлеборобов, управляемый Вече и Думой, в вероучении которого, в соответствии с Велесовой книгой, боги понимаются в качестве ипостасей единого Бога Сварога, а славянская религия как высшая ступень религии Вед, общины в основном присутствуют в Петербурге и Ленинградской обл., а также Сибири;
Схорон еж словен (СеС) - славянское неоязыческое объединение, созданное в 1991 В. Голяковым (Владимир Богумил II Голяк - Жрец Всех Славян), возводящее себя к новгородскому князю XI в. Милославу Богомилу, священными являются собственные книги, где все боги понимаются как аспекты пантеистического Всебога, общины-пятины есть в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Владивостоке, Украине и Белоруссии;
Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) (rodnovery.ru) - крупнейшее родноверческое неоязыческое объединение; создан в 1997 общинами из Калуги (Вадим Казаков), Москвы и Обнинска (две последние вышли в 1998), в 2004 состоялся Первый Международный Съезд Славянских Общин, в 2005 ССО зарегистрирован как централизованная религиозная организация, в 2014 учреждена также одноименная межрегиональная общественная организация; во главе ССО Вече, Вече жрецов, Глава и Верховный жрец, а в 2015 открыт храм Огня Сварожича у д. Красотынка Калужской обл.; ССО стремится возродить подлинные верования и обряды древнеславянской религии, дистанцируясь от неоязыческого новодела, единым Богом всех богов почитается Род; общины есть в Москве, Калуге, Орле, Тамбове, Смоленске, Ставрополе, Кургане, Кемерово, Белоруссии, Литве;
Велесов круг (ВК) (velesovkrug.ru) - родноверческое неоязыческое объединение, созданное в 1999 рядом независимых общин (И.Г. Черкасов - Велеслав из Москвы и Д.А. Гасанов - Богумил Мурин из Обнинской общины Трояна "Триглав" в Калужской обл., существующея с 1993), управляется Советом волхвов, верховод и жрецов; покровителем выступает Бог Велес, а высшим Богом - Род, празднования Купалы, Перунова Дня и Коляды проводятся совместно с ССО СРВ, общины в Москве, Обнинске, Костроме, Рязани, Перми, Казани, Комсомольске-на-Амуре и др., Украине и Белоруссии;
Круг Языческой Традиции (КЯТ) (triglav.ru slavya.ru schimanas.ru olymp.maxbb.ru) - неформальное неоязыческое объединение родноверов и иных течений, особенностью КЯТ является объединение сторонников не только славянской, но и в целом индоевропейской веры (эллинской, германской и др.); центром при создании стала "Московская славянская языческая община" (МСЯО, с 2003 - Московское Славянское Языческое Объединение), созданная в 1989 на базе клуба славяно-горицкой борьбы (А.К. Белов - Селидор и А.А. Добровольский - Доброслав) и зарегистрированная в 1994, временно была среди учредителей ССО, в 2000 МСЯО и общины Подмосковья подписали Коломенское Обращение о необходимости вечевого устройства организации и в 2002 на капище в Чертаново создали незарегистрированное движение КЯТ (д.ф.н. А.Н. Наговицын - Велемудр, к.ф.-м. н. Н.Н. Сперанский - Велимир и др.), управляется Советом; славянские общины в Москве (одна из общин - "Купала", позднее "Коляда вятичей", создана еще в 1990 Всеславом Светозаром), Троицке, Долгопрудном, Сергиевом Посаде МО, Калининграде, Оренбурге, Владимире, Муроме, Рязани, Казани, Хабаровске, Белоруссии и Украине, группы последователей веры в олимпийских Богов "Лига Освобождения Разума" в Омске и Волгограде, германо-скандинавские общины в Подольске и Королеве МО);
Всероссийский религиозный союз "Русская народная вера" (РНВ) (rnv.rodnovery.com) - родноверческое неоязыческое объединение, в 2008 один из лидеров ССО И.О. Волкова - Крада Велес была исключена из Союза и учредила на базе Москвы и Подмосковья Союз славянских общин "Северный союз", переименованный в РНВ, боги понимаются в качестве ипостасей единого Бога Сварога, РНВ занимает проправительственную политическую позицию /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Марийские жрецы, Кон.XIX в. (www.ethnomuseum.ru)

Марийское моление Сярем (www.finugor.ru)

Лидеры марийской, удмуртской, эрзянской и чувашской веры (www.halahineme.blogspot.com)

Осетинское святилище Реком (www.osinform.org)

Осетинское святилище Тхосты Дзуар (www.assdin.ru)

Черкесский Т-символ Тха (www.gupsisa.com)

Хакасский шаман 1939 (www.ethnomuseum.ru)

Центр якутской духовности Арчы Дьиэтэ 2002 Якутск (www.wikimedia.org)

Якутская тенгрианская молитва (www.tangra-tengri.blogspot.com)

Русский праздник Купала (КЯТ) (www.kapishe.ru)

Русский праздник Купала (КЯТ) (www.kapishe.ru)


БЕЛАЯ ВЕРА
Белая вера (алт. Ак Jаҥ), часто именуемая бурханизмом, - алтайская религия, близкая к народной традиционной вере, в которой был отвергнут шаманизм и провозглашена ненасильственная борьба за создание алтайского государства. В 1904 г. Чету Челпанову и его юной приемной дочери Чугул Сороковой близ современного пос. Кырлык Усть-Канского района Республики Алтай явился белый старец, заповедовавший более не совершать шаманские кровавые жертвоприношения, но кропить молоко и возжигать вереск. Вместо прежней дуалистической пары богов верховным стал почитаться Юч-Курбустан (Триединый) или Быркан (пантеон включает и других богов 8 небес - Умай-Эне, Алтай-Кудай и др.), шаманов (камов) сменили ярлыкчи. Царские власти пытались остановить движение, по призыву православной церкви русские казаки и крестьяне разрушили места молений, руководителей Белой веры судили, но в 1906 г. оправдали. В советские годы служители были репрессированы, но традиция не прервалась и в годы Перестройки началось возрождение данной религии как современной версии древней народной веры, хотя и без единого авторитетного лидера. Еще в 1986 г. в пос. Мендур-Соккон Усть-Канского района создан краеведческий музей, в котором пропагандируется Белая вера, в конце 1990-х гг. было создано общество "Ак Дьанг" (ныне не действующее), позднее - общество "Алтай-Jан" (Алтайская Вера), большинство же ярлыкчи и общин совершают моления вне каких-либо официальных организаций. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Jаҥы Алтай (Алтайская вера) (akjang2013.wordpress.com ВКонтакте) - неформальное движение с центром в с. Каракол Онгудайского района Республики Алтай, борющееся за сохранение традиционной веры и природы Алтая, издает газету "Амаду Алтай" /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Святилище Белой веры (www.amadualtai.wordpress.com)


ИНДУИЗМ
Индуизм (санскр. "Санатана-Дхарма" - Вечный Закон) - древнейшая из существующих религий, привнесенная в Индию ариями из Сибири и вобравшая местные культы. Священное Писание - Веды, первая часть которых - Ригведа содержит гимны святых поэтов махариши II тыс. до н.э. Современный индуизм значительно отличается от ведических времен: прежде наиболее важны были жертвоприношения таким богам, как Индра, Варуна, Агни, Сурья и др., впоследствии центральными стали Брахма, Вишну, Шива и иные боги и богини, при этом всегда осознавалось единство всех богов в Брахмане-Абсолюте. Иными священными текстами являются Упанишады, агамы (тантры), эпосы Рамаяна и Махабхарата, включая Бхагавад-гиту, дхармашастры и др. Индуизм предстает "рекой" с многочисленными довольно разнящимися течениями, основные это: Шиваизм (почитание Шивы и аштамурти - восьми его манифестаций, как-то: Рудра, Махадева и др.), Вишнуизм (преданность Вишну и его аватарам - Раме, Кришне), Шактизм (поклонение Богине, Деви) и Смартизм (брахманизм с верой во всех 6 основных божеств);  религиозная философия представлена шестью школами (Веданта, Санкхья, Ньяя и др.). Такие трансиндуистские практики, как Тантра (небрахманическая эзотерика), Йога (внутреннее поклонение) и Бхакти (экстатическая преданность) временами превращались в особые движения. Практически все индуистские течения объединяет вера в священность Вед, круговорот Сансары и реинкарнацию, Карму и Мокшу (Нирвану), в области питания запрещается употребление мяса коров либо практикуется полное вегетарианство. Неоиндуизм - это реформационные движения в индуизме начиная с XIX в. (Брахмо Самадж и др.) со спектром верований от модернизированного поклонения некоторым индуистским богам (например, Кришне) до универсализма. Индуисты являются большинством в Индии и Непале. Принятие индуизма неиндийцами, согласно традиционным брахманам, невозможно, за исключением случаев брака с индусами либо включение в общину новых племен (как это было в древности с рядом народов Юго-Восточной Азии до прихода туда буддизма); открытость индуизма провозглашается только рядом реформистских средневековых антикастовых и неоиндуистских движений. Религия древних славян во многом была близка к индуизму, в силу чего ряд современных индуистских лидеров провозглашает возможность для славян возвращения в индуизм. С XVI либо нач. XVII в. в Астрахани жили индийские купцы, имевшие свое подворье и индуистский вишнуистский храм (кумирницу) до сер. XIX в. Ныне индусами в стране является небольшая индийская диаспора, а также россияне, как правило последователи неоиндуистских кришнаитских и др. движений. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Ассоциация индийцев в России (АиР) (rusindians.ru) - общественная организация индийской диаспоры, созданная в 1994 в Москве, где открыт Центр индийской культуры, имеет представительства во многих городах, помимо прочего участвует в организации проведения индуистских праздников в России;
Вирашайва (veerashaiva.ru) - индуистская община вирашиваитов (лингаятов), монотеистического течения в шиваитском Бхакти, оформленного в XII в. Басавой (1134—1196), отвергшим авторитет Вед, многобожие, кремацию, кастовую систему и дискриминацию неприкасаемых, практикуется поклонение лингаму; в Индии распространено в основном среди каннара в штате Карнатака, в Москве община действует на базе Аштанга Йога центра, для посвящения учеников в Россию дважды в 2010-2011 приезжал один из пяти главных учителей вирашиваизма, глава Каши питхи (Джангамавади матха) в Варанаси (Уттар Прадеш), д-р Шри Чандрашекхар Шивачарья Махасвамиджи;
Церковь Шайва Сиддханты (ВКонтакте) - отделение индуистского объединения шиваитов школы Шайва-сиддханта - философского осмысления практики шиваитского Бхакти, распространенной среди тамилов на юге Индии; церковь основана в США американским монахом, инициированным на Шри-Ланке, Садгуру Шивайя Субрамуниясвами (1927-2001), в 1957 он открыл первый в Америке индуистский храм в Калифорнии, также основал Йогический орден шайва-сиддханты с центром в монастыре на гавайском о. Кауаи (1970), трижды в 1972, 1990 и 2001 посещал Россию;
Традиция натхов (nathas.org) - представительство в лице посвященных русских учителей (Йоги Матсьендранатх Махарадж и др.) и их учеников йогического ордена шиваитского индуизма натхов, почитающих Шиву Адинатха и разработавших хатха-йогу, восходящего к почитаемому за воплощение Шивы Горакшанатху (ок. Х в. н.э.), орден распространен на Севере Индии и в Непале, общины есть в Москве (с 2004), Челябинске, зарубежье (Риге, Израиле и др.);
► Семья Натьянанды (nityanandavamsha.ru) - индуистское эзотерическое движение кришнаитов-тантриков Сахаджия (истоки в XVII в.), уделяющих особое внимание эротической составляющей божественной пары Кришна-Радха (рагануга-бхакти), центр в ашрамах Радхакунды (Уттар-Прадеш, Индия) во главе с брахманами линии Шри Мати Джахнавы Деви (Джахнава Ишвари), супруги сподвижника Чайтаньи (1486-1534) (почитаемого как воплощение Кришны и Радхи) - Нитьянанда; лидер - Шри Прана Кришна Дас Бабаджи Махарадж (р. 1918), брахман в Радха-Винода Мандир, в 2015 его ученик посетил Москву и Крым;
Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) (krishna.ru) - отделение International Society for Krishna Consciousness (ISKCON) - ИСККОН, наиболее распространенного в России из неоиндуистских движений вишнуитского Бхакти; основано в США в 1966 А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977), следовавшим идеям Чайтаньи и Гаудия-матха (бенгальского кришнаизма), проповедовавшим постоянную преданность (бхакти) Богу Кришне, согласно учению душа бхакты и в ином мере будет вечно наслаждаться общением с Господом; практикуется киртан (коллективное воспевание с музыкой) и индивидуальная рецитация мантры "Харе Кришна"; международный центр обществ расположен в Маяпур (Западная Бенгалия, Индия), высший орган - Руководящий совет и национальные советы, общины имеют широкую автономию; в 1971 основатель посетил СССР, появились последователи, подвергшиеся уголовному преследованию, московская община зарегистрирована в 1988, в 1990 власти предоставили дом под кришнаитский храм, в 1992 зарегистрирован ЦОСКР, имеющий ныне около 100 ашрамов и общин, школы-интернаты, Вайшнавский Институт Прабхупады, благотворительное общество "Пища жизни";
Движение за возрождение ИСККОН (iskconirm.com/ru/) - ISKCON Revival Movement (ИРМ) - возникшее около 1996 движение внутри ИСККОН, члены которого были впоследствии исключены из организации, выступающие за возвращение порядка, существовавшего при жизни основателя движения, когда он был единственным гуру, деятельность сторонников координируется из Британии; российские представительства в Москве и Крыму;
Шри Чайтанья Сарасват Матх (ШЧСМ) в России (harekrishna.ru) - отделение неоиндуистского вишнуитско-кришнаитского движения Бхакти, основатель в 1941 в Индии - Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами (1895-1988), бывший деятель Гаудия-матха; центр в Навадвипе (Западная Бенгалия, Индия), в России с 1996, основной ашрам в Петербурге, общины в нескольких городах;
Шри Чайтанья Гаудия Матх (ШЧГМ) (cgmath.ru) - отделение неоиндуистского кришнаитского объединения вишнуитов, основано в 1953 в Индии Бхакти Дайита Мадхавой Госвами (1904-1979), одним из деятелей Гаудия-матха, центр в Калькутте (Индия), российские общины имеются в Москве, Петербурге, Уфе, Барнауле;
Шри Гопинатх Гаудия Матх (ШГГМ) (ВКонтакте gopinathgaudiyamath.com) - отделение неоиндуистского вишнуитско-кришнаитского движения Бхакти во главе с Бхакти Прамод Пури Госвами (1898-1999), одним из лидеров Гаудия-матха, основано в Пури (Орисса) в 1989, современный центр в Надия (Западная Бенгалия, Индия), отделение в Москве;
Международное общество чистой бхакти-йоги (МОЧБЙ) (purebhakti.ru) - неоиндуистское вишнуитско-кришнаитское объединение, следующее идеям Гаудия-матха, основатель в 2004 - Бхактиведанта Нараяна Госвами, прежде - деятель Общества Гаудия Веданты; в России с 1999 (до 2004 как Шри Бхактиведанта Гаудия Матх), в качестве социального служения осуществляет раздачу вегетарианской пищи;
Движение Санкиртана (sankirtana.by) - неоиндуистское объединение кришнаитов, основатель - россиянин Мурали Мохан Махарадж (Маму Тхакур дас), один из бывших лидеров ИСККОН в СССР и России, с 2001 - ученик Бхактиведанты Нараян Госвами (МОЧБЙ), с 2005 - секретарь Всемирной вайшнавской ассоциации WVA, центр в Москве, помимо России есть община в Нью-Йорке;
► Арья-самадж (thearyasamaj.org) - отделение фундаменталистского неоиндуисткого реформаторского объединения, провозглашающего возвращение индуизма к Велам, а бывших индусов в индуизм, на основе монотеизма отвергается идолопоклонничество и касты; основатель - Сваами Даянаанда Сараасвати (1824-1883); всемирный центр в Дели (Индия);
► Общество Рамакришны - Центр Веданты (Москва) (rkmhq.org/ru/ rkm-vedanta.ru) - авторитетная неоиндуистская реформаторская шактистская организация, представленная в России, выступившая в XIX в. за социальное служение и универсальное понятие Брахмана, основана Свами Вивеканандой (1863-1902), принадлежавшим к бенгальской семье кшатриев, учеником Рамакришны (1836-1886); общество Рамакришны состоит из монашеского Рамакришна Матха (Ордена) и мирской Миссии Рамакришны; Президент, Руководящий Совет Миссии и Совет попечителей Ордена находятся в Белур Матхе (Западная Бенгалия, Индия); переводы сочинений основателя появились в России еще до революции, с 1988 в СССР существуют группы последователей, которых возглавил, прибывший в 1991 из Индии учитель, с 1993 московское общество получило статус отделения Рамакришна Матха, зарегистрировано в 1995, есть также отделение в Петербурге;
Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет (БКВДУ) (brahmakumaris.ru) - отделение международной неоиндуистской шиваитской организации Brahma Kumaris World Spiritual University (BKWSU) с центром в Маунт Абу (Раджастхан, Индия); название значит "Дочери Брахмы", основатель Дада Лекрадж или Праджапита Брахма (1884-1969) из Индии (ныне синдхский район Пакистана), в соответствии с откровением которого единственный Бог - Шива или Махаджива, не являющийся творцом, т.к. иные души (боги Тримурти Шанкар, Вишну и Брахма, а также люди) и материя существовали всегда; последователи практикуют медитацию и безбрачие или семейную жизнь с половым воздержанием; в колониальный период Индии организация была под запретом, ныне действует легально как общественная просветительская организация под всемирным управлением с 1969 Доверительного фонда духовного обновления мира (World Renewal Spiritual Trust); Межрегиональная общественная; в СССР в 1989 движение получило приглашение Минздрава для лекций о здоровье, в 1989 открыт учебный центр в Москве, в 1990 - в Петербурге, с 2010 для объединения общин зарегистрирован межрегиональный Центр Духовного Развития, БКВДУ - одно из самых распространенных в России индуистских движений, представленное в 45 городах;
Ашрам Шри Ауробиндо (aurobindo.ru) - неоиндуистские общины последователей бенгальского йога и мыслителя Шри Ауробиндо (1872-1950), автора англоязычной поэмы "Савитри", стремившегося отчасти при помощи тантры и оккультизма, к интеграции идеализма и материализма в понимании эволюции; ашрам расположен в г. Пудучерри (Индия), в России представлены как группы, так и индивидуальные ученики;
Рамана-центр - Центр Самопознания "Аруначала" (ramana.ru) - отделение неоиндуистского Шри Раманашрама в Аруначале (Тамилнад, Индия), последователей Шри Рамана Махарши (1879-1950), аскета, проповедовавшего учение веданты через практику анализа собственного "Я"; в 1993 в Петербурге возникла группа последователей, а в 1997 зарегистрирован Центр в качестве общественной организации и представителя Раманашрама;
Общество божественной жизни (Шивананда Йога Веданта Центры) (sivananda.eu/ru yamunastudio.ru) - московский центр неоиндуистского йогического общества Divine Life Society тамильского врача и гуру Свами Шивананды (1887-1963) с ашрамом в Ришикеш (Утаранчал, Индия); в Шивананда центрах практика йоги сочетается с изучением философии веданты и бхакти;
Содружество Самореализации (SRF) Московская группа (yogananda-srf.ru) - отделение неоиндуистского внеконфессионального движения энергетической крийя-йоги Парамаханса Йогананды (1893-1952) из Горакхпура (Уттар-Прадеш), созданного в 1920 в СЩА как филиал учрежденного в 1917 индийского монашеского "Общества Йогода Сатсанг" (Self-Realization Fellowship / Yogoda Satsanga Society of India), своими истоками считающее миссию Махаватара Бабаджи, передавшего ее Лахири Махасайе (1828-1895), проповедуется общность учений Иисуса Христа и Кришны;
► Хайдакхан Самадж Россия (haidakhandisamaj.ru babaji.ru) - отделение неоиндуистского шиваитского движения (провозглашается внеконфессиональность), основатель - Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи), явившийся в 1970-1984 в районе народности кумаони в Уттаракханде и считающийся перевоплощением основателя крийя-йоги Махаватара Бабаджи; практикуется рецитация мантры "Ом Намах Шивайя", провозглашается священность труда (карма-йога); в Индии организация создана в 1980 с центром в Хайдакхан Бабаджи Ашраме (Уттаракханд,  Индия), помимо Хайдакханди Лав Центра в д. Залучное Московской области (с 2006), с 1992 действует ашрам "Омкар Шива Дхам" в д. Окунево Омской области (Бабаджи был сторонником российско-сибирского происхождения Вед и Рамаяны);
Ананда Марга Прачарака Самгха (АМПС) в России (anandamarga.ru yoga-barnaul.ru)- отделение международной неоиндуистской тантрической организации с центром в Ананданагар (Индия), название значит "Путь Блаженства", гуру-основатель, бенгалец Шри Шри Анандамурти (1921-1990); целью медитации, киртана, танцев и йоги является единении энергии в теле с вселенским сознанием Парама Пуруши, Шива понимается как великий тантрический учитель, живший в Гималаях; учителя в организации обычно являются монахами, они продвигают не только сугубо религиозные, но и социально-политические идеи о мировом моральном правительстве и справедливой социальной экономике, в 1970-е организация запрещалась в Индии, сейчас все ограничения отменены, Ananda Marga E.R.A.W.S. - благотворительная организация Ананда Марги; общины в России входят в Берлинский сектор (европейская часть) и Гонконгский сектор (азиатская часть России), в Барнауле зарегистрирован йога-центр;
Сахаджа Йога России (russia-sahajayoga.ru) - отделение неоиндуистской универсалистской и тантрической организации, основанной маратхской аристократкой из христианской семьи Шри Матаджи Нирмалой Деви (1923-2011), сочетающей идеи тантры и вишнуитского движения XVII в. Сахаджия о пробуждении энергии Кундалини (Ади-Шакти) и центрах энергии в теле (чакрах), каждой из которых соответствует то или иное божество индуистского и иных пантеонов (Сита и Рама, Дева мария и Иисус, и др.); основная практика - медитация без мышления; основная международная организация - "Vishwa Nirmala Dharma" (Чистая Универсальная Религия); в 1989 основательница движения встретилась и подписала протокол о сотрудничестве с Минздравом СССР, в дальнейшем она ежегодно приезжала в Россию, общины последователей возникли по всей стране;
Организация Шри Сатья Саи России (saiorg.ru) - отделение неоиндуистской универсалистской организации с центром в Путтапарти (Андра-Прадеш, Индия), основанной Сатья Саи Бабой (1926-2011), принадлежащим к народу телугу; провозглашает единство всех религий, аватарами Бога признаются Кришна, Будда, Христос, индийский мусульманский святой Саи Баба из Ширди, сам основатель движения и др.; общины в России объединены в 7 регионов;
Центр Шри Чинмоя (ru.srichinmoycentre.org/main/ srichinmoy.org/ruski/) - неоиндуистская универсалистская организация (церковь), основанная в США Шри Чинмоем (1931-2007), индусом из Бангладеш, учеником Ауробиндо, распространявшим на Западе практику медитации, вегетарианства и безбрачия; отделение в России зарегистрировано как общественная организация;
Российский Центр Единства (1ness.ru) - отделение неоиндуистского движения вишнуитского типа (прежде известно как Дхарма Кальки) - Университета Единства (Oneness University) с центром в Варадаяхпалем (Андхра-Прадеш, Индия), в преимущественно вишнуитском штате, основатели - супружеская пара Шри Амма и Багаван (р. 1954 и 1949), Шри Багаван почитается как последняя аватара бога Вишну - Кальки (аватара с миссией дара Просветления), в 1984 была основана детская школа Дживашрам, а с 1989 началась передача (дикши) ученикам энергии просветления, под которым понимается отказ от своего Эго и единство, в настоящее время в центрах есть тренеры медитаций единства, в сер. 1990-х шведский ученик начал проводить семинары в России, общины появились в Москве, Туле, Крыму и др.;
Ассоциация Гималайской йоги Пайлота Бабы (kumbhamela.ru veda24.ru h-yoga.com.ua) - индуистская йогическая организация Адвайта-веданты, связанная с индийским "Махайог Фондейшн" (Mahayog Fondation) одного из учителей ордена "Джуна-акхара" (восходящего к Шанкарачарье, VIII в.) Сомнатха Гири (Пайлота Бабаджи), известного показами сверхспособностей и посещавшего Россию, основанная на Украине в 2009, российские отделения в Москве и Красноярске;
Всемирная Община Санатана Дхармы (advayta.org) - объединение Адвайта-веданты с поклонением Даттатрейе и лайя-йоги российского происхождения, основанное русским монахом индийского ордена "Джуна-акхара" (восходящего к Шанкарачарье, VIII в.) (движение связано также с индийским гуру Пайлотом Бабаджи), первоначально в 1995 в Крыму, с 2000 организована ВОСД с ашрамами в Нижегородской области (Дивья Лока), Индии и Непале, общины есть в ряде городов России, в связи с давлением властей и судебным решением о сносе ашрама с 2015 центр перемещен за границу /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Агни-пуджа натхов (www.nathas.org)

Вирашиваиты (www.veerashaiva.ru)

Фестиваль кришнаитов ИСККОН (www.krishna.ru)

Ашрам кришнаитов ШЧСМ, СПб. (www.harekrishna.ru)

Кришнаиты Семьи Натьянанды (http://ВКонтакте)

Пуджа Общества Рамакришны (www.rkm-vedanta.ru)


СИКХИЗМ
Религия сикхов - монотеистическое пантеистическое течение в рамках движения Северного Бхакти Сант Мат (Путь святых), существующее в Индии с нач. XVI в. Основатель - Гуру Нанак Дев (1469-1539) из Пенджаба ("сикх" на панджаби значит ученик) учил бхакти, преданности бесформенному Богу (Ниргуну или Ниранкару); в священную книгу сикхов Грантх Сахиб вошлли не только гимны пяти первых сикхских гуру, но и ряда индуистских реформаторов (Намдев, Рамананда, Кабир, Сурдас, Равидас и др.) и суфия Баба Фарида. Имя Бога для медитации - "Наам". Гуру Нанак отменил обряды, монашество (брак обязателен и развод запрещен), запретил расовую, религиозную, кастовую и половую дискриминацию (женщины могут быть наставниками), в каждой гурдваре (храме) есть лангар, угощение для любого пришедшего. После кончины основателя община (хальса) возглавлялась новыми Гуру как воплощениями божественного света, при них произошла милитаризация общины, было создано собственное сикхское государство и военный орден Акали Дал для защиты веры. Десятый гуру Говинд Сингх упразднил статус Гуру и провозгласил священное писание в качестве вечного гуру ("Гуру есть Слово"). Все сикхи-мужчины добавляют к имени слово Сингх, а женщины имя Каур. Сикхи не стригут волосы, но покрывают их тюрбаном (кроме течения Сахаджхари). В наши дни большинство сикхов проживает в индийском штате Пенджаб, где в г. Амритсар находится основная гурдвара - Золотой храм, также много верующих среди пенджабской диаспоры в Британии, США и, в частности, в России. Помимо ортодоксальной общины сикхов (хальсы) действует несколько оппозиционных движений: религия Равидассия (последователи предсикхского гуру Равидаса (ок. 1450-1520), а также 3 объединения Санатан сикхизма, как-то: Удаси (немонотеистическое монашеское движение сына Нанака, Бабы Шри Чанда (1494-1629), и два реформаторских объединения, продолжающие верить в живых гуру, Намдхари или Куки (основатели - Балак Сингх (1797-1862) и Баба Рам Сингх (1816-1885)) и Ниранкари (основатель Баба Даял Сингх Джи из Агры (1783-1855). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Религиозная организация сикхов Москвы "Гурудвара комити Москоу" - община ортодоксальных афгано-индийских сикхов, существующая с 1990-х, зарегистрирована в 2000, в настоящее время культурный центр сикхов занимает часть общественного здания, община добивается выделения земли для строительства храма-гурдвара, есть также сельскохозяйственная сикхская община в Овсянникове Калужской области;
Амрит Нам Саровар (АНС) Россия (amritnam.ru yogateachers.ru 3ho.org) - отделение одной из новых сикхских организаций, признаваемой ортодоксальными сикхами, следующих учителю Йоги Бхаджану, сочетающему активную миссионерскую деятельность на Западе с практикой Йоги Кундалини, центр в Домэн Ле Мартинэ (Франция); в 1969 Йоги Бхаджан основал в США Организацию 3HO (Здоровые, Счастливые, Благословенные - Healthy, Happy, Holy Organization), с ней связана школа АНС, основанная его учеником, входит Международную Ассоциацию Учителей Кундалини Йоги (IKYTA);
Радхасоами Сатсанг Беас (РССБ) Россия (rssb.org) - "Вера Радхасоами" - отделение организации сикхского универсалистского бхакти (RSSB internasional) с центром в Дера близ г. Беас (Пенджаб, Индия), относящегося к неортодоксальному течению Ниранкари в движении Сант Мат; данное течение в отличие от ортодоксов верит в собственных живых гуру, среди которых Ратнагор Рао Джи (XVIII в.) и Баба Даял Сингх Джи из Агры (перв. пол. XIX в.), один из учеников которого, Баба Джаймал Сингх Джи (1839-1903) создал ашрам Дера в 1891, став Мастером-основателем движения; провозглашается внеконфессиональное учение и практикуется "Сурат Шабд Йога", т.е. медитация на звук божественного имени /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Сикхская йога (www.amritnam.ru)

ЗОРОАСТРИЗМ
Зороастризм (маздеизм) - дуалистическая религия, результат реформы древнеперсидских верований со стороны пророка Заратуштры (кон. VII – нач. VI вв. до н.э., предание относит его ко II тыс. до н.э.) со своим священным писанием Авестой в двух редакциях. Согласно вероучению, в особенности течения зурванитов, есть два начала-близнеца - Дух Ахура-Мазда с силами добра (язатами) и Дух Ахриман с силами зла (в свое время, когда они пошли создавать всё, то один выбрал чистое, а другой – нечистое). И в мире добра и мире зла есть и идиеальная, и телесная составляющая, каждое из начал продуцирует троичные Мысли, Речи и Поступки, а также имеет семь эманаций (Амэша-Спэнта). Задача человека способствовать победе добра, нравственного закона (Арта). В мир придут 3 саошьянта (спасителя), при последнем, по окончании линейного 12-тысячелетнего отрезка истории, произойдет последняя битва и победа света над тьмой (в зороастрийских храмах - "домах огня" свет Ахура-Мазды символизируется священным огнем). Зороастризм был государственной религией Ирана до 652 г. н.э. Немногочисленные общины зороастрийцев сохранились в основном в Иране и Индии (Мумбаи) и диаспоре (например, храм в Лондоне). В границах России памятники зороастрийских храмов сохранились на Северном Кавказе, где до нашей эры зороастризм имел влияние в Скифии, а в первом тысячелетии новой эры в Алании и Кавказской Албании; сегодня последователями в России являются в основном новообращенные. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Зороастрийская Община Санкт-Петербурга (zoroastrian.ru) - зарегистрированная в 1994 первая община новообращенных, выросшая из созданной в нач. 1990-х П. Глобой Авестийской Астрологической Школы;
Русский Анджоман (blagoverie.org) - незарегистрированные группы новообращенных зороастрийцев (например, в 2005 был проведен обряд посвящения в веру) Москвы и ряда иных городов, сотрудничает с Анджоманом Bozorg Bazgasht - объединением иранских эмигрантов в Европе /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Зороастрийцы СПб. (www.zoroastrian.ru)

ЕЗИДИЗМ
Езиды (йезиды) - монотеистическая религия и этно-религиозная группа среди курдов Ирака, Сирии и Турции. Основателем, а по мнению самих езидов реформатором религии, является арабский суфий, шейх Ади ибн Мусафир (1072-1162), гробница-куб которого в иракском Лалыше остается местом паломничества. Вероучение содержится, прежде всего, в устных гимнах-каулах, а также в позднейших священных писаниях "Книге Откровения" и "Черной книге". Езидизм включает элементы ряда ближневосточных религий (Бог-Худа есть Бог Мусы, Исы и Мухаммада), как-то: зороастризма - прежде национальной религии курдов-мидян (Йезд/Эзда, "Ezda еke xwedеye", единый бог, почитается в облике Солнца (Шамса) и имеет семь манифестаций-ангелов во главе с Малик Таусом, Ангелом-Павлином), иудаизма (богоизбранность езидов, происходящих от Адама, в то время, как другие люди - от Адама и Евы, покой в субботу, обрезание), христианства (крещение и причащение) и суфийского ислама (как и в Коране, Ангел отказывается поклониться Адаму, но здесь это не зло, а добродетель, почитается суфий-мученик ал-Халладж, празднуется жертвоприношение-Байрам). Езидами являются только по рождению (перерождению), браки вне общины и даже вне своей касты запрещены, три касты - это шейхи (во главе с Баба Шейхом), пиры и мюриды.
 Помимо исконых земель, сегодня, в результате многочисленных антиезидских походов мусульман, езиды проживают также в Германии, России, Армении, Грузии и др. странах. Еще в ходе русско-турецких войн, особенно же в годы Первой мировой войны, когда езиды вместе с армянами восстали против османских властей и поддержали русскую армию, многие перебрались в российское Закавказье, а после и собственно Россию. Религиозные общины зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самаре, Сургуте, Туле, Ульяновске, Ярославле и в Краснодарском крае. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

ДАОСИЗМ
Даосизм (кит. Дао цзяо) - одна из религий древнего Китая, сохранившаяся поныне. Ее основатель - легендарный первый китайский император Хуанди (XXVII-XXVI вв. до н.э.) - согласно преданию, воскресший после смерти, автор небольшой поэмы Хуанди Иньфуцзин. Более историчными основоположникми учения являются, один из "трех чистых", учитель Лао-цзы (VI-V вв. до н.э., почти современник Конфуция) - летописец и архивариус при дворе, автор священной книги Дао Дэ цзин, а также философ Чжуан Чжоу или Чжуан-цзы (359-286 гг. до н.э.), написавший книгу, известную под его именем "Чжуан-цзы". Полный священный канон даосизма Дао Цзан (Сокровищница Дао) включает 1476 книг (1120 томов). Эта религия учит о Дао (что значит Путь) - бесформенный путь вселенной, божественное единое (Дао Дэ Тианзун). Дао рождает Одно (Дэ, Силу), Одно рождает Два (инь и Ян, женское и мужское первоначала), Два рождает Три (Саньцин, Трех чистых), а Три порождает все остальное. Даосский пантеон содержит множество богов и богинь из древнекитайской религии, в частности, Бога Неба Шань-гу, Творца и первочеловека Пан-гу и Богиню Запада Си-ван-му. Даосы стремятся жить естественно (Цзиран) и созерцательно (У-вэй), обычно это предполагает отшельничество. Даосские святые способны достичь, как духовного, так и телесного бессмертия, для чего практикуется алхимия (особые снадобья), цигун (дыхательная техника), тайцзицуань (разновидность ушу), искусство секса и вегетарианство. Три сокровища даосизма - это Дао, канон (цзин) и наставник (ши).
 Сегодня представлены два основных течения даосизма. Северная школа Луньмэньпай (Драконовы Врата) из направления Цюаньчжэнь (школа Совершенной истины), основанная Ван Чунъяном (1113-1170), с основным вниманием монашеству и медитации, оформленная как Всекитайская ассоциация даосизма с центром в монастыре Байюньсы в Пекине (являясь одной из пяти признанных властями конфессий). Южная школа, Чженьи Дао (школа Истинного Единства) из направления Тяньши Дао (Небесные Наставники), старейшее течение, основанное аскетом Чжан Даолином (34-156 гг. н.э.), которому явился сам Лао-цзы, где практикуются храмовые службы с запретом жертвоприношений животных и еды; община возглавляется наследственным Небесным Наставником, проживающим на Тайване (первоначально центр был в горах Лонгху, Китай). В России, несмотря на большой интерес к философии и целительским практикам даосизма, даосизм как религия почти не практикуется, за исключением китайской диаспоры и отдельных русскоязычных групп. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
► Студия Тайцзи Виктора Сяо (d.tjq.ru) - московская школа учеников китайского учителя Ван Липина, представляющего школу Драконовых Врат, где практикуются цигун и тайцзицюань;
► Средоточие - Центр Владимира Малявина (sredotochie.ru) - организация-клуб китаеведа д.и.н. В.В. Малявина, представительство Тайваньской ассоциации Сяньтянь Тайцзицюань, также следует тайваньскому даосскому учителю медитации Гао Людэ, зарегистрирована в 2012 в Москве;
► Даосский Центр "Дао Дэ" (даодэ.рф) - объединение по изучению даосизма, цигуна и тайцзицуань, следует китайской даосско-буддийской школе У Лю Пай мастера XVII в. У Чунсюя, основано в Петербурге в 1993, филиалы в Москве, Ростове-на-Дону, Н. Новгороде и СНГ;
► Даосский центр "Шен" (daos.ru) - объединение по изучению даосских практик, в т.ч. сексуальных, официальное представительство организации "Вселенское целительное Дао" (Universal Healing Tao) китайского учителя из Тайланда Мантэка Чиа с центром в Международном курорте и учебном центре "Сад Дао" (Tao Garden Health Spa & Resort), российский центр в Москве, филиалы в Новосибирске, Краснодаре и др. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Даосский семинар Ван Липина (www.d.tjq.ru)

Тайцзицуань (www.daode.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения