Страницы

воскресенье, 16 октября 2016 г.

Третий конгресс российских исследователей религии: русские в Китае

В выходные во Владимире прошёл Третий конгресс российских исследователей религии — главное событие последних двух лет для специалистов в области религиоведения, сообщается на сайте life.ru. Почётным гостем на конгрессе был Тим Йенсен, генеральный секретарь Международной ассоциации истории религии. Темой конгресса стало "Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы". Восемнадцать секций конгресса охватили широкий круг тем, и в каждой были доклады, затрагивающие актуальные проблемы исследования религии.
 Заведующий кафедрой религиоведения и истории факультета международных отношений Амурского государственного университета Андрей Забияко рассказал о результатах своих недавних экспедиций (2015—2016 годы) в китайское Трёхречье, пограничные районы на севере Маньчжурии по реке Аргуни.
— В настоящее время в Трёхречье существует несколько деревень, где живут потомки русских переселенцев, — говорит Забияко. — К русским себя относит более тысячи человек. Это люди преимущественно старше 50 лет, многие из них из-за бедности и событий "культурной революции" не смогли получить даже начального образования и остаются неграмотными. В условиях практически полной изоляции от России, её языка и культуры потомки русских в Трёхречье сохранили некоторые основы русской культуры и русское этническое самосознание.
— Религиозные традиции русских Трёхречья сложились и существуют как часть огромной этнорелигиозной формации — народного русского православия, — говорит Забияко. За десятилетия жизни в коммунистическом Китае религия была среди русских Трёхречья основательно выкорчевана. Единственный в регионе православный храм Святителя Иннокентия Иркутского построен лишь в 1990 году в городе Лабдарине, однако длительное время он пустовал: не было необходимого церковного убранства. В 2000 году Читинско-Забайкальская епархия подарила храму иконостас, утварь и богослужебные облачения, но в храм они попали спустя пять лет. Китайские таможенники не пропускали вещи через границу на основании отсутствия разрешения от властей. Храм был освящён шанхайским священником Михаилом Ваном 30 августа 2009 года. 16 мая 2015 года в нём совершил литургию председатель отдела по делам внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион. В 2016 году в храме сделали отопление, что позволило совершать в нём богослужения зимой. Забота о храме поручена алтарнику Павлу Суню, который ещё учится в семинарии и пока не стал священником. В связи с отсутствием священника богослужения в церкви проводятся редко, лишь изредка крестят новорождённых или отпевают покойников. Основным культовым местом для местных православных является церква (часовни). Забияко говорит, что такие постройки часто выполнены "без соблюдения каких-либо канонов храмовой архитектуры и представляют собой по замыслу и фактическому состоянию музей русской культуры".
— Возведённая по самомышлению русско-китайскими усилиями церква в своих конструктивных компонентах имеет мало общего с традициями православного храмостроительства. Ныне её стены побелены, на восточной, правой от входа, стене развешано около двадцати икон, перед ними уложены крашеные яйца и веточки вербы, — говорит Забияко. — Выше икон и на потолке укреплены гирлянды бумажных цветов, преимущественно красного цвета. Здесь же стоят многочисленные бюсты Ленина и барельефы Сталина в окружении самоваров, прялок, матрёшек и прочих символов русской самобытности. При этом в каждом доме у русских Трёхречья есть божница — угол жилой комнаты с развешенными на стене иконами. Живы и традиции соблюдения церковных праздников.
— У нас здесь хорошо праздники сохраняются. Пасху Христову, Рождество, все праздники. Пасха когда отойдёт, мы высчитываем, Вознесенье-то — с Пасхи до Вознесенья 40 дней, — приводит слова местной жительницы Андрей Забияко. — Всё вот по-русски, сейчас мы живём с детями, все они с нами по-русски, и коды гости приезжают, гостей принимам всё по-русски. 

вторник, 11 октября 2016 г.

Первый форум с целью объединения мазхабов пройдет в Москве

Что объединяет разные школы ислама и практики, и как эта общая основа может помочь улучшению отношений в среде мусульман - ответы на эти и другие вопросы будут искать участники первого в России Всемирного форума по сближению мазхабов, сообщается на islamreview.ru. Форум под названием "Единство ислама - единство мусульман: основания диалога" пройдет в Москве с 18 по 20 октября.
 В работе форума планируется участие глав и представителей международных религиозных и общественных организаций из России, Ирана, Турции, стран Европы, СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии. Организаторы считают, что именно из-за разобщенности уммы мусульмане не смогли найти ответы на вызовы, поставленные европейской цивилизацией в XVIII – XX вв. "Она также явилась одной из причин современного интеллектуального и духовного кризиса, приведшего к появлению таких организаций, запрещенных в России, как ДАИШ, «Аль-Каида», «Джебхат ан-Нусра» и прочих», – говорится в пресс-релизе ДУМ РФ. Сближение мазхабов нужно начать со сферы фикха, которая в одинаковой степени нуждается в обновлении во всех школах. Организаторы также считают, что сближение мазхабов как никогда актуально сейчас, и только она дает возможность мусульманам объединиться и дать достойный ответ глобализации.

понедельник, 10 октября 2016 г.

Азербайджанцев не пустили в Московскую соборную мечеть в месяц Мухаррам

В главной мечети Москвы - Московской соборной мечети произошел конфликт между азербайджанцами-шиитами и сотрудниками мечети. Как стало известно «Москва-Баку» (moscow-baku.ru), в мечеть пришла группа азербайджанцев во главе с руководителем общества «Эхли-Бейт» Низами Балоглановым, чтобы провести мероприятие в связи с месяцем Мухаррам. Как сообщил Балогланов, в мечети сотрудники муфтията сказали пришедшим, что они не могут провести мероприятие, после чего вызвали сотрудников МВД. В это же время, по словам Балогланова, в помещении мечети появились радикально настроенные лица из числа верующих, которые стали провоцировать азербайджанцев, в результате чего произошла драка. Сотрудники МВД увели Балогланова в отдельную комнату для выяснения обстоятельств произошедшего. После того, как азербайджанская община выразила протест в связи с задержанием Балогланова, руководителя «Эхли-Бейт» отпустили.  По словам Балогланова, общество «Эхли-Бейт» официально зарегистрировано Духовным управлением мусульман России и на протяжении более чем 25 лет азербайджанцы совершенно свободно могли приходить в мечеть, совершать намаз и проводить свои мероприятия. Однако после строительства новой Московской соборной мечети азербайджанцам более не разрешили проводить мероприятия, хотя официального распоряжения, как отмечает Балогланов, не было. На днях Балогланов написал официальное письмо на имя председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина с просьбой разрешить азербайджанцам провести в месяц Мухаррам в мечети мероприятие, на что получил отказ. Как рассказал Балогланов, несмотря на отказ, азербайджанская община во вторник вечером, надеясь на солидарность верующих, все же пришла в Московскую соборную мечеть. Исполнительный директор Московского отделения Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК), директор Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры (РВАК) Шамиль Тагиев рассказал, что присутствовал во время описанных событий и подтвердил, что после строительства новой Московской соборной мечети азербайджанцев перестали пускать коллективно совершать намаз и проводить свои мероприятия, хотя на протяжении более 20 лет все это позволялось. Как отметил Тагиев, Духовное управление мусульман России не давало официальных объяснений, почему азербайджанцев перестали пускать в мечеть.
 Духовное управление мусульман Москвы сделало свое заявление о произошедшем конфликте. В заявлении говорится: "Несмотря на то, что, к сожалению, в исламском обществе существует разделение на различные течения и имеются отличительные особенности в богослужении и ритуалах, мечеть не может быть местом, где внутренние исламские различия выставляются напоказ. Это привносит раскол в мусульманское сообщество. Именно поэтому существует строго установленный порядок, согласно которому здесь проходят богослужения, проповеди, лекции, дежурит штат имамов. Руководство Соборной мечети всегда шло навстречу шиитской общине, на протяжении строительства нового здания предоставляя возможность беспрепятственно посещать временные молельные помещения на территории комплекса. Желая предупредить возможные конфликты, была достигнута договоренность с представителями шиитской общины о том, что в новом здании Московской Соборной мечети не будут проходить какие-либо обряды, демонстрирующие особенности их культовой практики. Однако в понедельник, с наступлением месяца Мухаррам, в первые дни которого у шиитов принято соблюдать траур и в конце этого периода совершать обряд шахси-вахси (самобичевание), произошел конфликт из-за слишком громкого совершения поклонения, что вызвало недовольство со стороны других прихожан".
 Всероссийский азербайджанский конгресс (ВАК) также отреагировал на инцидент в Московской соборной мечети, выступив с заявлением, в котором призвал азербайджанцев России не поддаваться на провокации и воздержаться от комментариев, которые способствовали бы разжиганию розни:  "В связи с инцидентом в Соборной мечети Москвы, Всероссийский азербайджанский конгресс призывает азербайджанцев России не поддаваться на провокации, а представителей различных азербайджанских организаций - воздержаться от каких-либо комментариев, которые вносят смятение в ряды азербайджанской общины России, - говорится в официальном заявлении ВАК. - Азербайджанцы России, являясь частью российского общества, строго придерживаются правовых норм и законов Российской Федерации, а также всесторонне поддерживают национальную политику Президента РФ и лидера народов России Владимира Путина. Межнациональное и межконфессиональное согласие, которые царят в России - одно из главных условий сохранения стабильности и мира в российском обществе. Следует строго придерживаться правовых средств и механизмов, которые обеспечивают мирное сосуществование наций и не допустят проявлений религиозного экстремизма и нетерпимости. Просим всех верующих мусульман сосредоточиться на тех факторах, которые объединяют всех мусульман России, а не на их различиях". 

Еврейская община подмосковных Мытищ открыла синагогу

В церемонии внесения нового свитка Торы в здание принял участие главный раввин России Берл Лазар, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, раввин синагоги на Большой Бронной в Москве Ицхак Коган, раввины из Израиля и стран СНГ, сообщает в пятницу пресс-служба ФЕОР, говорится на сайте interfax-religion.ru. "Существует мнение, что каждый, кто написал свиток Торы, будто лично присутствовал при ее даровании на горе Синай. Сегодня мы видим, как иудейская община Мытищ благодаря усилиям ее попечителя Бориса Гуровича обрела такую заслугу", - сказал Б.Лазар.
 На территории, где расположена синагога, планируют возвести комплекс зданий, включая молельный зал, библиотеку, детский сад, кошерное кафе и микву (бассейн для ритуальных омовений). В районе, прилегающем к общинному центру, проживает около 200 еврейских семей. Поскольку Мытищи - один из самых быстро развивающихся городов Подмосковья, местная еврейская община рассчитывает на значительный рост числа прихожан.

Таганрогский суд оштрафовал представителя Общества сознания Кришны за проведение шествия 22 июня

30 сентября 2016 года стало известно, что Таганрогский городской суд оштрафовал члена таганрогской общины Международного общества сознания Кришны Игоря Борисовича Гайворонского за проведение религиозного шествия без уведомления, сообщает sova-center.ru. Суд признал его виновным по ч. 1 ст. 20.2 КоАП (нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и назначил штраф в размере 10 тысяч рублей. Поводом для возбуждения административного дела стало проведение кришнаитами шествия в день начала войны – 22 июня.

четверг, 6 октября 2016 г.

Муфтий Чечни надеется, что СМР примет фетву об истинных мусульманах

Мусульманам России необходимо объединиться, поэтому в Чечне надеются, что глава Совета муфтиев РФ также подпишет принятую в конце августа в Грозном фетву (правовой документ в исламе), которая отделяет правоверных верующих от сторонников сект, осуждая, в частности, ваххабизм, заявил РИА Новости (ria.ru) муфтий Чечни Салах Межиев.
 Фетва была принята по итогам конференции "Люди Сунны — кто они?", которая прошла в Грозном в конце августа. Документ, согласно тексту, "является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязателен к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации". Однако Совет муфтиев России выступил с заявлением, в котором назвал фетву недоработанной, и отметил, что подобные документы "не поддаются однозначным оценкам типа согласен/не согласен". Поэтому по ним необходимо провести богословскую дискуссию, которая "должна носить всероссийский характер с привлечением к ней всех заинтересованных полномочных сторон". В организации отметили, что резолюция в нынешнем виде "вносит раскол внутри страны, а также между российским и зарубежным мусульманским сообществом".
 "Равиль Гайнутдин не подписал (документ) и раскритиковал. Я не знаю, почему он не подписал. Надеюсь, он поймет, о чем идет речь. Имеется в виду, опомнится: может быть, они что-то там недосмотрели, или кто-то им неправильно преподнес. Надеюсь, что они тоже будут с нами, и вся духовная часть России будет двигаться вместе. Но независимо того, что он подписал или не подписал, мы будем двигаться дальше", — сказал Межиев.
 Большинство муфтиев России, по его словам, согласны с положениями фетвы. В ней, в частности, осуждается ваххабизм, который муфтий предложил запретить на территории РФ. Он надеется, что работа над соответствующим обращением президенту России, о котором он ранее сообщал СМИ, "не задержится".
 Ваххабитская идеология является, по словам муфтия, опасной, так как "человек, который находится в их идеологии, считает другого мусульманина неверным". Он пояснил, что сторонники террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) используют ваххабитскую литературу. "Поэтому нам, мусульманам Российской Федерации, надо объединиться на одном слове, чтобы все были в согласии. И надо усердно работать на распространение правильной идеологии. Потому что они (ваххабиты – ред.) сбивают с толку нашу молодежь. Если не запрещать их сайты, литературу и т. д., то я не знаю, что из этого получится. Это чревато большими последствиями", — пояснил муфтий.
 Ваххабизм — движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке на Аравийском полуострове. Его сторонники считают, что настоящий ислам исповедовался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда и поэтому выступают против всех последовавших нововведений в мусульманском вероучении.