Финно-угорские народные религии / Finno-Ugric Indigenous Religions

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Марийские жрецы, Кон. XIX в. (www.ethnomuseum.ru)

Сохранившиеся до наших дней либо реконструируемые народные религии финно-угорских народов (марийцев, мордвы, удмуртов, коми, ненцев, эстонцев, финнов, венгров и др.), принадлежащих к более широкой уральской языковой семье. С 2001 г. существует Международное Уральское сообщество древних религий. В пределах России финно-угорскими и чувашскими деятелями в 2006 г. был создан Координационный Центр Этнической Природной Истинной религии (Народная Вера) Волго-Уральской Эйкумены (КЦ ЭПИР (НВ) ВУЭ). Организационно-оформленной религия является только у крупных народов (марийцев, мордвы и удмуртов); шаманизм финно-угров Сибири и Севера носит локальный аморфный характер.
Марийская вера - Марий Йула (mtr.mari-el.name vk.com/club79639413) - этническая религия в основном луговых марийцев: общенациональные моления с квасом, блинами, хлебом, животными жертвоприношениями и свечами совершались до 1887, когда были запрещены сначала царской, а позже советской властью (продолжались только родовые моления дважды в год во главе со жрецами-картами (онаенгами), общее моление состоялось только в 1949 в память о Дне Победы, хотя локальные были и в 1943), возрождение наступило в 1991, когда было проведено общее моление на могиле обожествленного князя Чимбулата и был зарегистрирован Высший административный Всемарийский духовно-религиозный языческий центр "Ошмарий - Чимарий" (Белый мариец - Чистый мариец) (первый глава писатель А.М. Юзыкайн); позднее его заменила централизованная Организация Марийской Традиционной Религии (МТР) Республики Марий Эл центром в Йошкар-Оле во главе с Верховным картом (Тюнь наеҥ), входящим в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики, с МТР связаны ряд незарегистрированных групп в самой республике, а также Нижегородская областная языческая община и национально-культурные автономии марийцев в Татарстане, Башкортостане, Кировской, Свердловской обл., Москве и др.); независимо исповедуют веру сторонники Совета 13 картов (верховный - фермер А.И. Таныгин) под эгидой учрежденной в 1992 общественной организации "Марий ушем" ("Союз марийцев", идеолог Н.С. Попов) и возникшего в 1877 синкретического языческо-православного течения "Кугу Сорта" (Большая Свеча), или "Ош мари" (Белый мариец); в Йошкар-Оле правительство выделило 13 га земли для главного капища;
Удмуртская вера (galihanow2010.narod.ru) - исповедуемая ок. 30% удмуртов, особенностью древнеудмуртской религии является давнее проведение молений не только в священных рощах, но и в деревенских ("Быдзым Куа") и семейных строениях-моленных ("Покчи Куа"), молениями руководят торо, а исполняют наследственные жрецы-восясь (почти исчезнувшие к кон. 1980-х), проводятся ежегодные общенациональные моления; основное объединение - "Удмурт Вось" (Удмуртское моление), возникшее в 1990 в составе Общества удмуртской культуры "Дэмэн" к.ф.н., торо А.А. Разина (1940-2019), в 1993 зарегистрировано как самостоятельная организация с Центром духовной культуры удмуртов в Ижевске, почетный жрец - художник С.Н. Виноградов, верховный жрец - В. Максимов; общенациональные моления проводятся с 1992 в июне (прежде проводились только локальные), в 1998 власти выделили землю под строительство храмового центра в Ижевске; существуют также общины в Башкирии, Татарии и др.;
Мордовская/эрзянская вера - Эрзянь познэнь озномат (erzia.saransk.ru) - возрождаемая народная религия народа мордва, в основном среди субэтноса эрзян, насильственная христианизация привела к исчезновению эрзянского жречества (озатя), верования с пантеоном из 77 богов и богинь во главе с творцом Нишке-пазом лучше сохранились среди переселенцев в Нижегородскую обл. и др.; ведущую роль играет Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка - в 1989 в Мордовии возникло национальное движение "Масторава", ряд лидеров которого (д.филол.н. А. М. Шаронов, поэтесса Маризь Кемаль (Р.С. Кемайкина) и основали в 1993 Фонд, Маризь Кемаль стала первой жрицей эрзянского народа (озавой) на сельском молении в 1992 (впервые после XIX века, ныне проводится ежегодно в с. Кшумянца Б.-Игнатовского р-на), "Эрзянь Раскень Озкс" (Всеэрзянское моление) с 2-метровой свечой - прошло в июле 1999 (проводится раз в 3 года в д. Чукалы (Мордовия), с 2004 имеет государтсвенный статус, среди духовных лидеров есть и Инязор (царь) эрзян;
■ Мерянская вера (merjamaa.ru merja.ru) - условно финно-угорское, реконструкционистское этнокультурное/религиозное движение среди русских центральных областей России, считающих себя потомками ассимилированного либо вымершего финно-угорского народа меря; движение малочисленно, инициировано в нач. 2000-х этнографом и художником А.С. Трифоновым, ок. 2010 появляется творческое объединение "Metsa Kunnta" ("Братство Леса") и собственно движение "Merjamaa" ("Земля меря"), лидер - художник-график А.М. Малышев - Мерянин (Анди Мерян), в 2013 в г. Плёс Ивановской обл. на базе возглавляемого одним из идеологов неомерянства, к.и.н. П.Н. Травкиным музея прошел съезд сторонников, духовный лидер - арбуй (шаман) Саргу Мерянг, проводящий ежегодные богослужения в Сарском городище под Ростовом; реконструируется мифология (бог неба Юмол и богиня-мать, она же Параскева Пятница) и язык меря (издан словарь), движение сотрудничает с финно-угорскими и балтийскими язычниками, хотя в отличие от них многие "меряне" остаются христианами /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Марийское моление Сярем (www.finugor.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения