Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
![]() |
Марийские жрецы, Кон. XIX в. (www.ethnomuseum.ru) |
Сохранившиеся до наших дней либо реконструируемые народные религии финно-угорских народов (марийцев, мордвы, удмуртов, коми, ненцев, эстонцев, финнов, венгров и др.), принадлежащих к более широкой уральской языковой семье. С 2001 г. существует Международное Уральское сообщество древних религий. В пределах России финно-угорскими и чувашскими деятелями в 2006 г. был создан Координационный Центр Этнической Природной Истинной религии (Народная Вера) Волго-Уральской Эйкумены (КЦ ЭПИР (НВ) ВУЭ). Организационно-оформленной религия является только у крупных народов (марийцев, мордвы и удмуртов); шаманизм финно-угров Сибири и Севера носит локальный аморфный характер.
■ Марийская вера - Марий Йула (mtr.mari-el.name vk.com/club79639413) - этническая религия в основном луговых марийцев: общенациональные моления с квасом, блинами, хлебом, животными жертвоприношениями и свечами совершались до 1887, когда были запрещены сначала царской, а позже советской властью (продолжались только родовые моления дважды в год во главе со жрецами-картами (онаенгами), общее моление состоялось только в 1949 в память о Дне Победы, хотя локальные были и в 1943), возрождение наступило в 1991, когда было проведено общее моление на могиле обожествленного князя Чимбулата и был зарегистрирован Высший административный Всемарийский духовно-религиозный языческий центр "Ошмарий - Чимарий" (Белый мариец - Чистый мариец) (первый глава писатель А.М. Юзыкайн); позднее его заменила централизованная Организация Марийской Традиционной Религии (МТР) Республики Марий Эл центром в Йошкар-Оле во главе с Верховным картом (Тюнь наеҥ), входящим в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики, с МТР связаны ряд незарегистрированных групп в самой республике, а также Нижегородская областная языческая община и национально-культурные автономии марийцев в Татарстане, Башкортостане, Кировской, Свердловской обл., Москве и др.); независимо исповедуют веру сторонники Совета 13 картов (верховный - фермер А.И. Таныгин) под эгидой учрежденной в 1992 общественной организации "Марий ушем" ("Союз марийцев", идеолог Н.С. Попов) и возникшего в 1877 синкретического языческо-православного течения "Кугу Сорта" (Большая Свеча), или "Ош мари" (Белый мариец); в Йошкар-Оле правительство выделило 13 га земли для главного капища;
■ Удмуртская вера (galihanow2010.narod.ru) - исповедуемая ок. 30% удмуртов, особенностью древнеудмуртской религии является давнее проведение молений не только в священных рощах, но и в деревенских ("Быдзым Куа") и семейных строениях-моленных ("Покчи Куа"), молениями руководят торо, а исполняют наследственные жрецы-восясь (почти исчезнувшие к кон. 1980-х), проводятся ежегодные общенациональные моления; основное объединение - "Удмурт Вось" (Удмуртское моление), возникшее в 1990 в составе Общества удмуртской культуры "Дэмэн" к.ф.н., торо А.А. Разина (1940-2019), в 1993 зарегистрировано как самостоятельная организация с Центром духовной культуры удмуртов в Ижевске, почетный жрец - художник С.Н. Виноградов, верховный жрец - В. Максимов; общенациональные моления проводятся с 1992 в июне (прежде проводились только локальные), в 1998 власти выделили землю под строительство храмового центра в Ижевске; существуют также общины в Башкирии, Татарии и др.;
■ Мордовская/эрзянская вера - Эрзянь познэнь озномат (erzia.saransk.ru) - возрождаемая народная религия народа мордва, в основном среди субэтноса эрзян, насильственная христианизация привела к исчезновению эрзянского жречества (озатя), верования с пантеоном из 77 богов и богинь во главе с творцом Нишке-пазом лучше сохранились среди переселенцев в Нижегородскую обл. и др.; ведущую роль играет Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка - в 1989 в Мордовии возникло национальное движение "Масторава", ряд лидеров которого (д.филол.н. А. М. Шаронов, поэтесса Маризь Кемаль (Р.С. Кемайкина) и основали в 1993 Фонд, Маризь Кемаль стала первой жрицей эрзянского народа (озавой) на сельском молении в 1992 (впервые после XIX века, ныне проводится ежегодно в с. Кшумянца Б.-Игнатовского р-на), "Эрзянь Раскень Озкс" (Всеэрзянское моление) с 2-метровой свечой - прошло в июле 1999 (проводится раз в 3 года в д. Чукалы (Мордовия), с 2004 имеет государтсвенный статус, среди духовных лидеров есть и Инязор (царь) эрзян;
■ Мерянская вера (merjamaa.ru merja.ru) - условно финно-угорское, реконструкционистское этнокультурное/религиозное движение среди русских центральных областей России, считающих себя потомками ассимилированного либо вымершего финно-угорского народа меря; движение малочисленно, инициировано в нач. 2000-х этнографом и художником А.С. Трифоновым, ок. 2010 появляется творческое объединение "Metsa Kunnta" ("Братство Леса") и собственно движение "Merjamaa" ("Земля меря"), лидер - художник-график А.М. Малышев - Мерянин (Анди Мерян), в 2013 в г. Плёс Ивановской обл. на базе возглавляемого одним из идеологов неомерянства, к.и.н. П.Н. Травкиным музея прошел съезд сторонников, духовный лидер - арбуй (шаман) Саргу Мерянг, проводящий ежегодные богослужения в Сарском городище под Ростовом; реконструируется мифология (бог неба Юмол и богиня-мать, она же Параскева Пятница) и язык меря (издан словарь), движение сотрудничает с финно-угорскими и балтийскими язычниками, хотя в отличие от них многие "меряне" остаются христианами /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
![]() |
Марийское моление Сярем (www.finugor.ru) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий