На сайте sclj.ru размещен анализ тенденций современной госполитики в лице ее отдельных деятелей в отношении "нетрадиционных", прежде всего протестантских организаций, известного специалиста Романа Лункина, отметившего следующее.
Сложно было представить себе, каким образом атмосфера в российском обществе затронет религиозную сферу. Усиление роли православия, в какой-то степени, совершенно закономерное, совсем не предполагает автоматического подавления других религий и конфессий, как и вообще ликвидации всяких свобод. Кроме того, представители власти до 2015 года (когда были приняты поправки о контроле за религиозными группами) не желали вносить изменения в законы, касающиеся религии.
Однако сама логика жизни страны в последние 16 лет привела к тому, что интересы части православных деятелей и светских политиков совпали в том, что касается защиты патриотических чувств и безопасности с помощью «охоты на ведьм» и важности унижения верующих. Совпадение кажется неожиданным для демократического общества, но эта логика всегда работала с тех времен, когда христиан обвинили в сожжении Рима при Нероне, евреев во всех бедах европейцев, женщин в том, что они наводят порчу. Костры инквизиции объединяют не менее, чем дружеские посиделки, - но результат всегда разный. Любой законопослушный человек выступил бы против нарушения прав граждан, против насилия и мошенничества. Но неясно, почему государство должно подозревать церкви и верующих в преступлениях больше, чем другие институты общества. Тем более, что в реальной жизни намного больше вопросов о коррупции и т.п. возникает по отношению к самым разным подразделениям власти, но уж точно не к верующим. Судя по тому, что религиозным организациям также предписано отчитываться за иностранное финансирование, они подпали под подозрение как и общественные организации. Но и тут верующим повезло меньше, чем НКО. «Иностранных агентов» среди НКО единицы, а среди верующих «ведьм» хотят найти по всей стране. Воплощаются мечты силовых структур о контроле за религиозной деятельностью в целом и о том, чтобы искоренить условных «врагов», как это было и в советское время. В декабре 2015 года на круглом столе в Госдуме под председательством депутата Маркелова были собраны православные борцы с сектами и обосновывалась необходимость ужесточения законов. Затем была создана при Комитете Госдумы по религиозным объединениям рабочая группа по «противодействию сектам» с тем, чтобы ввести понятие «секта» в законодательство. Комиссия Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций также, как заявили в марте 2016 года некоторые ее члены, «направит в Госдуму предложения по регулированию деятельности нетрадиционных религиозных организаций с целью разработки федерального законопроекта о противодействии деятельности тоталитарных и деструктивных культов». Наряду с этим, будет запущено мобильное приложение «Религиозные организации в Москве». Оно будет содержать «максимум информации и об опасности, которую представляют псевдорелигиозные организации». Ранее многие регионы приняли у себя законы о регулировании миссионерской деятельности и направили свои инициативы в федеральный центр (Архангельская область, Ставропольский край). В десятке субъектов РФ такого рода законы существуют, но не применяются. И в тех регионах, в которых они приняты, они имеют только идеологическое значение, чтобы можно было унизить какого-либо инаковерующего миссионера. Ученые, которых власти стремятся привлечь для оправдания новой политики запугивания части российских верующих, неизбежно повторяют примерно тоже самое, что говорят и радикальные православные сектоборцы. Так, 2 марта 2016 года на пресс-конференции в ИА «Татар-информ», посвященной теме «Религиозная идентичность в Республике Татарстан» была представлена точка зрения, абсолютно совпадающая с устремлениями и мотивацией депутатов Госдумы и Мосгордумы. На этой пресс-конференции выступили завкафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова, исполнительный директор АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» Вадим Козлов, руководитель миссионерского отдела Казанской епархии протоиерей Сергий Титов и первый зампред. Духовного управления мусульман РТ Рустам хазрат Батров.
Позиции представителей ислама и православия понятны – каждая из этих религий борется со своими «сектами» и «нетрадиционными» движениями – это их право, и это полностью отвечает демократическим нормам.Светские ученые повторили конспирологические антизападные теории и увидели заведомо корыстные интересы у любого «нетрадиционного» религиозного направления. Вадим Козлов, к примеру, связал активизацию ряда нетрадиционных религиозных движений с конфликтом на Украине, присоединением Крыма. Как и сектоведы, ученые повторили известную формулу: «Причина активизации деятельности нетрадиционных религиозных организаций – в возрастании неуверенности граждан в завтрашнем дне и слабое законодательное регулирование». Религиоведы из Казани представили ужасающую картину: «К слову, все существующие на территории Российской Федерации нетрадиционные религиозные движения являются филиалами зарубежных организаций… Многие из этих организаций осуществляют свою паразитическую миссию, маскируясь под традиционные конфессии, используют манипулятивные техники, увлекая людей, находящихся в трудной ситуации, в поиске религиозной идентификации. А если говорить о мотивах тех, кто стоит у руля в таких организация, то здесь зачастую во главе всего стоят политические амбиции, желание противостоять чему-либо. Нельзя исключать и финансовую составляющую». Лариса Астахова призвала увеличить количество признаков, по которым организация признается религиозной и, видимо, закрывать церкви и движения не только по суду: «У нас слишком демократическое законодательство в отношении подобных организаций». Стоит отметить также, что сторонники разделения церквей на своих и чужих занимают все более крепкие позиции в РПЦ. В феврале 2016 года в Общецерковной аспирантуре проводились курсы для глав миссионерских отделов из 43 епархий. Одним из кураторов был отец Серапион (Митько), зам.главы миссионерского отдела РПЦ, который в декабре 2015 года в Госдуме призывал выявлять иностранных агентов среди религиозных объединений. Рядовому человеку кажется, что расправляться с «нетрадиционными» верующим надо, но пока он сам не подпадет под эту категорию. Как известно, тот, кто мыслит, уже является инакомыслящим. Исламские движения давно находятся под контролем властей, новые движения со своими пророками стали редкостью – вряд ли именно для поклонников «макаронного монстра» стоит издавать отдельный закон. Депутаты и православные ведут речь о главных конкурентах РПЦ – христианских церквях, католиках, лютеранах, баптистах, пятидесятниках, адвентистах (не зря политики и сектоведы упоминают Украину). Но большинство прихожан готовы к гонениям и к повторению в облегченном режиме - советской антирелигиозной политики. Она вернулась уже скорее как свидетельство комплекса неполноценности гонителей и равнодушия общества к вере как таковой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий