Страницы

суббота, 23 декабря 2017 г.

Муфтий Альбир Крганов за возрождение татарского суфизма

В декабре с.г. отметило свой первый день рождения Духовное собрание мусульман России (ДСМР), четвертый по счету муфтият общефедерального значения
после Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Духовного управления мусульман РФ и Координационного совета мусульман Северного Кавказа. Недавно лидеры этого объединения на одной из исламских конференций предложили проект с амбициозным названием «Стратегия развития ислама и религиозных исламских организаций в России до 2030 года». Глава ДСМР муфтий Альбир КРГАНОВ рассказал обозревателю «НГР», что одним из направлений стратегии является восстановление татарской суфийской традиции. Так, отвечая на вопрос о медресе имени Зайнуллы Расулева, которое строится в Троицке Челябинской области, будет ли оно точным воссозданием духовной школы татарского шейха конца XIX – начала XX веков, муфтий сказал:
"Челябинский муфтий Ринат хазрат Раев в недавнем прошлом был ректором Исламского университета имени Ризаэтдина Фахрутдина в Уфе. Он очень уважительно относится к нашим истокам, к личности Зайнуллы хазрата. Думаю, при его участии удастся восстановить в Троицке нашу традиционную школу. Суфизм пропитан духом национальной культуры, искусства татар. Начиная от Булгар Кул Гали (1183–1236), все татарские великие писатели и мыслители черпали вдохновение в суфизме. Тот суфизм, который был исторически у татар, просвещенный и интеллектуальный суфизм. Суфии были не воинами с оружием или мюридами, которые просто бегали за своим устазом, а реальными мыслителями и просветителями народа. Тот же Зайнулла Расулев содержал 36 медресе, на его деньги переписывались и распространялись тысячи книг. Деятельность шейха Зайнуллы в Казахстане привела к тому, что казахи, которые ранее не хотели отказываться от своей шаманской религии, стали принимать ислам. Казахи очень почитают шейха Зайнуллу, а муфтият Казахстана до недавнего времени относился к Духовному управлению в Уфе. В Сибирь ислам пришел из Средней Азии, в Сибири был очень распространен Ясавитский тарикат… На Кавказе мы, татары, тоже не чужие. 100 лет назад татарско-башкирский шейх Зайнулла Расулев передал иджазу (право на воспитание мюридов. – «НГР») уроженцу Дагестана Сайфулле Кади Башларову (1853–1919), лакцу. Наше наследие с тех пор хранится и передается в Дагестане. Когда миллионы кавказцев и татар поймут, что 100 лет назад лакский и татаро-башкирский шейхи объединились под сенью тариката, это поспособствует укреплению гражданского единства в стране. Наша задача – рассказать об этом современным мусульманам и другим гражданам России, чтоб они знали о том, как разные народы России испокон веку жили во взаимопонимании и уважении. Суфизм вообще нужен для духовного развития человека. Мы даем современному мусульманину набор инструментов, а он уже пусть сам выбирает, куда и к кому ему идти. Российский ислам невозможно представить без суфизма. Суфизм – история ислама в России, которую надо правильно понимать. Конечно, к началу революции 1917 года некоторые мусульманские «а-ля реформаторы» попытались нарушить естественный ход развития ислама в России, но после октября 1917 года эта тема сама по себе закрылась. Суфийский мост дружбы между Кавказом, Центральной Россией, Уралом сегодня скрепляет наше государство в религиозном, идеологическом и мировоззренческом смысле. Российские суфии везде оставались патриотами своего Отечества. Татарские мусульманские миссионеры построили первые мечети в Японии, в Австралии. Зайнулла Расулев получил иджазу в Стамбуле, от Ахмеда Кумушханави. Я говорю совершенно искренне: муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев, шейх Накшбандийского и Шазилийского тарикатов, является реальным ишаном и для нас, татар. Он получил иджазу по сильсиляту – непрерывной цепочке, идущей от Зайнуллы Расулева. Некоторые зарубежные организации суфийского толка хотят иметь в России своих представителей, последователей и таким образом получить влияние в России. Есть политизированные суфийские организации, а есть те, кто сторонится политики, ограничиваясь духовной сферой. Последних очень мало. В связи с этим элемент игры на мировоззрении наших граждан, конечно же, есть. Если ранее пытались играть на умах людей с помощью псевдосалафизма, ваххабизма, то теперь, я думаю, думают играть на умах людей на суфийском поле. К началу 80-х годов XX века в Турции было едва ли не 5 тысяч направлений суфизма, едва ли не каждый называл себя шейхом. После чего турки эту тему упорядочили. Если человек провозглашает себя шейхом, он должен этому соответствовать по поведению, знаниям и так далее."

Комментариев нет:

Отправить комментарий