25 января 2018 года на конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), отвечая на вопросы священнослужителей и представителей общин старого обряда в лоне РПЦ, высказал свое мнение о возможности рукоположения особого епископа для единоверцев.
В частности, передает сайт ruvera.ru, владыка отметил: Мое личное мнение, что время для этого не пришло. Я не могу сказать, что оно придет в каком-то обозримом будущем. Если мы сейчас создадим новую структуру русской церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси. Как он будет взаимодействовать с остальными архиереями? И какой статус получится у этих приходов, станут ли они экстерриториальными? К этому мы не готовы, и не уверен, что нужда в этом есть. Во-первых, я не уверен, что нужно выделять единоверие в отдельную структуру внутри русской Церкви, которое будет иметь свое каноническое возглавление, а во-вторых, сейчас для этого предпосылок нет. Митрополит Иларион также задал вопрос участникам совещания о том, могут ли они назвать кандидатуру подобного епископа. На это один из священнослужителей предположил, что имя кандидата могло бы стать известным в результате выборов. Митрополит, однако, заметил на это: Мы, братья, еще не созрели для того, чтобы выбирать. Выступивший в прениях настоятель Никольского храма на Берсеневской набережной игумен Кирилл (Сахаров) в свою очередь отметил, что никаких новых решений по единоверческим приходам и единоверческому епископату не требуется. Все они уже приняты Собором 1917–1918 годов. Архиерейский Собор 2017 года Русской Православной Церкви, помимо прочего, уделил значительное внимание столетнему юбилею Поместного Собора 1917–1918 годов и восстановлению патриаршества в лоне синодальной церкви. Юбилею этого события был посвящен ряд мероприятий, официальные представители Русской Православной Церкви дали высокие оценки этому Собору, назвав его решения важнейшими в истории русского православия. Среди деяний собора 1917–1918 годов стало учреждение старообрядного (единоверческого) епископата и введение новых правил для единоверцев, по которым любой приход синодальной церкви мог перейти на старый обряд, если за это проголосовали четыре пятых членов общины.
В связи с этим в прошлом 2017 году к Архиерейскому Собору РПЦ обратился руководитель Благотворительного фонда им. Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов с призывом восстановить старообрядный (единоверческий) епископат. Комментируя свое обращение, в интервью сайту он отметил: Собор столетней давности стал эпохальным по своим решениям, многие из которых, к сожалению, сегодня не исполняются. Среди важных, но забытых ныне решений можно назвать, например, установление общинно-соборных основ управления церковью. Призываю Архиерейский Собор РПЦ принять решение как можно быстрее поставить единоверческого епископа. Более того, я поддерживаю идею разработки положения «О старом обряде в РПЦ», когда любая община, пожелавшая большинством своих членов служить по старому обряду, может это сделать. Призываю вернуть общину в центр церковной жизни, вернуть выборы епископов и священников. Потому что священнослужитель должен служить общине, а не община должна служить священнику. Необходимо отметить, что в истории синодальной церкви были известные единоверческие (старообрядные) епископы. Это епископ Симон (Шлеев), участник Поместного Собора синодальной церкви 1917-1918 годов, ныне он канонизирован в РПЦ. А также единоверческий епископ Стефан (Расторгуев, 1861-1937 гг.) встал у основания целой старообрядческой иерархии Русской Древлеправославной Церкви. В мае 2007 года на Освященном соборе РДЦ архиепископ Стефан был причислен к лику святых. Таким образом, старообрядная иерархия в Русской Православной Церкви до сих пор не восстановлена, а решения Собора столетней давности, касающиеся единоверческого епископата и единоверческих общин, не исполнены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий