Страницы

суббота, 24 марта 2018 г.

Шииты и сунниты во Владикавказе спорят за владение старинной мечетью

Бывшая Персидская.мечеть (ок. 1870) Владикавказ (источник фото: rutraveller.ru)

Ее построили во второй половине 19 века на свои деньги местные мусульмане-шииты. Тогда мусульманская община Владикавказа была представлена в большей степени персами-шиитами и азербайджанцами, переселившимися из Закавказского края (нынешний Южный Кавказ) – из Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской и Тифлисской губерний.
Первым муллой стал русскоподданный из Елизаветпольской губернии Гаджи Мулла Исмаил Гасан-Оглы. Полумесяц возвышался на зеленых куполах шиитской, или, как ее еще называют — персидской — мечети до начала 20 века, - продолжает сайт jam-news.net. Установившаяся на Кавказе советская власть упразднила мечеть, сняла полумесяц, а в 1963 году устроила в мечети планетарий. Он был обустроен очень хорошо и стал популярным местом и достопримечательностью города. В 1990-х годах развал Советского Союза и сопровождающие его войны и разруха сделали планетарий ненужным и он закрылся. Вплоть до недавнего времени красивое здание стояло заброшенным, ветшало и приходило в негодность. Некоторое время назад власти решили определить его судьбу – и тут обнаружилось, что к этому моменту мечеть успела стать предметом раздора между двумя местными мусульманскими общинами: шиитами и суннитами. Северный Кавказ в большинстве своем населен мусульманами, и среди мусульман большинство всегда составляли сунниты. Процессы за эти годы шли так, что теперь большинство мусульман, живущих в Северной Осетии, тоже исповедуют ислам суннитского толка. У них во Владикавказе есть своя мечеть. Она называется Соборная, ее здесь называют суннитской. На всех ее не хватает, пятничный намаз не вмещает сотен верующих. И местные сунниты видят выход в том, чтобы им передали шиитскую мечеть. Шиитов в Северной Осетии мало, не больше сотни человек, и серьезного влияния они не имеют. Но документально известно, что персидскую мечеть эта община строила на свои пожертвования, и отдавать ее сейчас суннитам шииты категорически не согласны. Их поддерживают в Иране, с которым у Северной Осетии активизируются связи. В феврале во Владикавказе открылся ирано-осетинский культурный центр «Иран-Иристон».

 В этой опасной ситуации власти республики приняли соломоново решение — мечеть не получат ни шииты, ни сунниты, и там снова откроется планетарий. Все еще очень красивое здание стоит на берегу Терека, за ним – вершины Главного Кавказского хребта. Оно выстроено в основном из красного кирпича, цоколь выложен из местного камня. Снаружи мечеть когда-то была оштукатурена и покрашена в светлый цвет. Над центральной частью — шатровый купол, покрытый листовым металлом. Портал главного входа декорирован художественной кирпичной кладкой и «инкрустирован» арабской вязью, над дверью «вписана» первая сура Корана «Аль-Фатиха». Здание уже огородили забором и, как сообщается, осушили протекающий купол и стены. Реставрационные работы контролирует лично глава Северной Осетии, сказал JAMnews руководитель работ Василий Тадтаев. Реставраторы сейчас работают над тем, чтобы открыть первозданный вид стен мечети, которые в советский период были покрыты толстым слоем штукатурки, сказал он. Однако строителей сильно критикуют за грубую работу с историческим памятником. Недавно в социальных сетях все обсуждали видео, на котором строители сдирают со стен затвердевший толстый слой белой штукатурки – и одновременно повреждают старинный кирпичный фасад под ней. Общество в целом и многие в шиитской и суннитской общинах оценили решение властей о создании планетария и поддержали его как «мудрый выход». В неформальном голосовании, организованном в социальных сетях, идею воссоздания планетария поддержали более 53 процентов проголосовавших, за возрождение мусульманского религиозного объекта высказались 33,5 процента.
 Но вся история резко активизировала в обществе дискуссию о сложном религиозном контексте Северной Осетии, в котором сплелись сразу несколько конфликтных контекстов. Характерные комментарии: «Решение властей воссоздать планетарий в бывшем мусульманском храме – это символизм эпохи воинствующего атеизма». «Везде нужно искать баланс. Предлагаю организовать в мечети центр российско-иранской дружбы, который неуместно впихнули в здание научной библиотеки». «Я полностью поддерживаю позицию республиканского руководства относительно здания планетария. Оно должно остаться планетарием, а не стать мечетью». «Здание не подходит для планетария, это факт. Для мечети тоже по нынешним меркам не совсем удобное. Во-первых, оживленное движение, во-вторых, маленькое здание на самом деле. Вот если бы создать там иранский культурный центр или музей истории ислама в Осетии. Немалая часть осетин исповедуют ислам». «Передать шиитскую мечеть суннитам — верх идиотизма и чревато возмущениями. Поэтому планетарию быть». «Там рядом будет построено еще одно здание – а то разве стали бы с этим планетарием возиться. Такая же ситуация была с аварийным трамвайным мостом. Перекрыли его, громко заявили о реставрации, тихонечко построили там замечательную кафешку со смотровой площадкой — и открыли обратно. А мост как грозил разрушиться, так и грозит».

Комментариев нет:

Отправить комментарий