Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
![]() |
Цзонхава. Бурятская скульптура нач. XIX в. (www.rgo-sib.ru) |
ВАДЖРАЯНА (тантраяна): "Алмазная колесница" - эзотерическое течение в буддизме махаяны, появившееся около V в. н.э., возводящее себя к сокровенному учению Будды и других будд, бодхисаттв и йогинов. Особые писания ваджраяны - тантры, например, Калачакра Тантра. Их основное учение об Ади-Будде, что значит Будде Изначальном, бывшем прежде всего, единстве всех будд и бодхисаттв, составляющих абсолютное тело (дхармакаю) Будды. Для достижения Нирваны в течение одной жизни важны инициации от учителя (ламы). Духовная практика требует концентрации на Иштадэвате (тиб. "Идам") - одном из Будд, богов, бодхисаттв или учителей и самоотождествлении с ним (например, Дхьяни-будды, Авалокитешвара и Тара). Ваджраяна появилась еще в Индии, но получила особую разработку в Тибете, почему часто именуется тибетским буддизмом, где сложились его 4 школы: Ньингма, Сакья, Кагью и Гелугпа. Ньингма (школа "старых переводов") связана с первой волной буддизма в Тибете VIII в. под водительством Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) без крупных монастырей, через семейные и мирские группы, через переосмысление местной религии бон в форме учения о пустоте). В XI в. возникает школа Сакья с одноименным монастырем, основанном Контаном Кончок Гьялпо, он следовал новым переводам и особо развивал йогу, ее глава получил титул Сакья Тридзин (ответвлением Сакьи, могущее рассматриваться как отдельная школа, является Джонанг, идущая от Кунпанг Чодже Цондру (1243-1313), основателя монастыря "Пунцог Чойлинг", доктрина которой в XVII в. запрещалась Далай-ламой как "индуистская"). Гампопа в XII в. основал монастырь Гампо, дав начало школе Кагью с учением о феноменальности мира и ума и особой преданностью учителю, которая впоследствии разделилась на ряд линий (одна из них - Карма Кагью возглавляется Кармапой). Последняя школа, Гелугпа ("Добродетель") основан Чже Цонкапой (Цзонхавой) в XIV в. в монастыре Ганден, он ввел более строгие монашеские правила и большее внимание уделил не философии, а морали (возглавляет школу Ганден Трипа, принадлежащий к Гелугпа Далай-лама призван покровительствовать всему тибетскому буддизму). Собранием священных писаний на тибетском языке является Ганджур, а преданий - Данджур. Помимо Тибета и Гималаев ваджраяна распространена в Монголии, части России, есть отдельные школы в Китае и Японии. Хотя на раннем этапе Монгольской империи буддизм представляли школы Сакья и Кагью, позднее правители Джунгарии в 1640 г. на общемонгольском съезде приняли Степное Уложение, среди прочего установившее буддизм школы Гелугпа в качестве государственного, вследствие этого калмыки, буряты и тувинцы в основном являются приверженцами именно этой школы, хотя имеются и учителя иных школ (например, Шулуутайский монастырь Бурятии в нач. ХХ в. принадлежал к школе Ньингма).
■ Традиционная буддийская Сангха России (ТБСР) (sangharussia.ru) - объединение бурятских монастырей школы Гелугпа, являющееся продолжателем Центрального духовного управления буддистов СССР и РФ (переименовано в 1997); возглавляется Пандито Хамбо-ламой с резиденцией в Иволгинском дацане (с. Верхняя Иволга, Бурятия), высший орган - Совет (Хурал), в юрисдикции ТБСР Дацан Гунзэчойнэй (1915) в Петербурге; является членом Всемирного братства буддистов; в 1999 в дацане открыт Буддийский университет „Даши Чойнхорлин“ имени Дамба Даржа Заяева с философским, тантрическим, иконографическим и медицинским факультетами;
■ "Дже Цонкапа" (geshe.ru) - объединение в составе ТБСР буддистов школы Гелугпа (подчеркивающее свою несектарность) учеников проживающего в России геше (д-ра) Джампа Тинлея, приехавшего в Россию в 1993 как представитель Далай-ламы XIV (в 2004 отказался от монашеских обетов), организовавшего ряд центров (Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, Петербург, Уфа, Элиста, Кызыл, Новосибирск, Литва, Казахстан, Монголия), объединившихся в 2013, центр - Байкальский медитационный центр (с. Заречье Кабанского р-на, Бурятия), тесно сотрудничает с главой буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX;
■ "Дже Цонкапа" (geshe.ru) - объединение в составе ТБСР буддистов школы Гелугпа (подчеркивающее свою несектарность) учеников проживающего в России геше (д-ра) Джампа Тинлея, приехавшего в Россию в 1993 как представитель Далай-ламы XIV (в 2004 отказался от монашеских обетов), организовавшего ряд центров (Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, Петербург, Уфа, Элиста, Кызыл, Новосибирск, Литва, Казахстан, Монголия), объединившихся в 2013, центр - Байкальский медитационный центр (с. Заречье Кабанского р-на, Бурятия), тесно сотрудничает с главой буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX;
■ Объединение буддистов Тувы (ОБТ) (dharmatuva.ru) - объединение монастырей и общин школы Гелугпа, возглавляемое Камбы-ламой (титул существовал еще до вхождения Тувы в состав России); организация создана на съезде в 1991 как ЦБРО Управление Камбы-ламы Республики Тыва, переименована в 2010, центр в г. Кызыл;
■ Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) (khurul.ru savetibet.ru) - объединение монастырей и общин преимущественно школы Гелугпа, возглавляемое Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии и Президентом ОБК, Тэло Тулку Ринпоче - американцем калмыцкого происхождения, почетным представителем Далай-ламы в России и Монголии; учреждено на конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 с центром в Элисте, в Москве с ним связаны Центр тибетской культуры и информации (1993) и фонд "Сохраним Тибет";
■ "Майдар" - объединение 3 монастырей школы Гелугпа (Хойморский дацан „Бодхидхарма“, главный, в п. Аршан Тункинского р-на, Окинский и Кыренский - в Окинском р-не Бурятии), основатель и "духовный наставник" - Данзан-Хайбзун Самаев (Ф.С. Самаев, 1954-2005), получивший высшее буддийское образование в Монголии, в 1990-е настоятель петербургского дацана, после вынужденного возвращения в Бурятию вывел из состава БТСР названные монастыри и зарегистрировал в 1999 "Майдар"; особым автортетом пользуется хамбо-лама Агван Доржиев (Самаев считается его перерожденцем), поддерживается дополнение буддизма местными верованиями, особенно сойотов - субэтноса бурят, а также экологические мероприятия;
■ "Майдар" - объединение 3 монастырей школы Гелугпа (Хойморский дацан „Бодхидхарма“, главный, в п. Аршан Тункинского р-на, Окинский и Кыренский - в Окинском р-не Бурятии), основатель и "духовный наставник" - Данзан-Хайбзун Самаев (Ф.С. Самаев, 1954-2005), получивший высшее буддийское образование в Монголии, в 1990-е настоятель петербургского дацана, после вынужденного возвращения в Бурятию вывел из состава БТСР названные монастыри и зарегистрировал в 1999 "Майдар"; особым автортетом пользуется хамбо-лама Агван Доржиев (Самаев считается его перерожденцем), поддерживается дополнение буддизма местными верованиями, особенно сойотов - субэтноса бурят, а также экологические мероприятия;
■ Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) - новое всероссийское объединение общин и центров Бурятии, Калмыкии, Москвы, Петербурга (в его юрисдикции Дацан Гунзэчойнэй (1915) в Петербурге) и др., не являющееся правопреемником ЦДУБ СССР, отделилось в 2005 от ТБСР, центр в Улан-Удэ;
■ Фонд поддержания Махаянской традиции (ФПМТ) (fpmt.ru) - международная буддийская организация школы Гелугпа (Foundation for the Preservation of the Mahayana Tradition, FPMT), возникшая в 1973 как "Непалький гомпа-центр Махаяны" и монастырь Копан (с 1975 как ФПМТ), основатели - тибетские монахи почетный геше Тубтен Еше (1935-1984) и тулку Тхубтен Сопа Ринпоче (р. 1946), а также их первая западная ученица с 1965, русско-американская актриса З. Рачевски (1930-1973, в монашестве Тубтен Джангчуб Палмо); возглавляется духовным наставником и советом директоров из Портленда (Орегон, США), духовный центр - монастырь Копан, имеет Институт Ламы Цонкапы, готовит переводчиков с тибетского, занимается в т.ч. поддержкой монастырей в Индии; в России представлен Московским буддийским центром ФПМТ и учебной группой в монастыре "Шедруб Линг" на горе Качканар в Качканарском округе Свердловской обл. (до его сноса);
■ Дацан "Ринпоче Багша" (yelo-rinpoche.ru) - независимый центр школы Гелугпа в Улан-Удэ, основатель - Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV), тулку (перерожденец), геше-лхарамб (д-р), проповедующий с 1993 по всей России (напр., есть "Ело-центр" в Петербурге, входящий в ТБСР), вместительный дацан открылся в 2004 с благословения Далай-ламы XIV;
■ "Досточтимый лама Цонкапа" - объединение буддистов школы Гелугпа, учеников проживающего в России тибетского геше-лхарамба (д-ра) Чжемьяна Кьенсте, приехавшего в Петербургский дацан в 1993 для преподавания послушникам, но в 1996 вынужденный уйти из него и оставшийся до 2005 руководить в петербургской общине мирян - учебном центре С.-Петербургского союза буддистов, с 1999 зарегистрированным как самостоятельная организация;
■ "Дандароновцы" (dandaron.ru vk.com/russian_buddhism) - неформальное движение с 1965 последователей умершего в лагере бурятского мыслителя и буддолога Б.Д. Дандарона (1914-1974), ученика реформатора Лубсан-Сандан Цыденова (1841-1922), лидер - непосредственный ученик Дандарона из ленинградского Восточного отдела Музея истории религии и атеизма В. М. Монтлевич (р. 1940), "необуддийское" учение объединяет элементы Гелугпа и других школ тибетского буддизма с новоевропейской философией, большинство учеников - русские в Бурятии, есть группы в Петербурге, Ярославле и Прибалтике, с 1995 до сноса по решению властей в 2022 действовал монастырь "Шедруб Линг" на горе Качканар в Качканарском округе Свердловской обл., основанном Санье Тензин Докшитом (М.В. Санниковым);
■ Фонд поддержания Махаянской традиции (ФПМТ) (fpmt.ru) - международная буддийская организация школы Гелугпа (Foundation for the Preservation of the Mahayana Tradition, FPMT), возникшая в 1973 как "Непалький гомпа-центр Махаяны" и монастырь Копан (с 1975 как ФПМТ), основатели - тибетские монахи почетный геше Тубтен Еше (1935-1984) и тулку Тхубтен Сопа Ринпоче (р. 1946), а также их первая западная ученица с 1965, русско-американская актриса З. Рачевски (1930-1973, в монашестве Тубтен Джангчуб Палмо); возглавляется духовным наставником и советом директоров из Портленда (Орегон, США), духовный центр - монастырь Копан, имеет Институт Ламы Цонкапы, готовит переводчиков с тибетского, занимается в т.ч. поддержкой монастырей в Индии; в России представлен Московским буддийским центром ФПМТ и учебной группой в монастыре "Шедруб Линг" на горе Качканар в Качканарском округе Свердловской обл. (до его сноса);
■ Дацан "Ринпоче Багша" (yelo-rinpoche.ru) - независимый центр школы Гелугпа в Улан-Удэ, основатель - Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV), тулку (перерожденец), геше-лхарамб (д-р), проповедующий с 1993 по всей России (напр., есть "Ело-центр" в Петербурге, входящий в ТБСР), вместительный дацан открылся в 2004 с благословения Далай-ламы XIV;
■ "Досточтимый лама Цонкапа" - объединение буддистов школы Гелугпа, учеников проживающего в России тибетского геше-лхарамба (д-ра) Чжемьяна Кьенсте, приехавшего в Петербургский дацан в 1993 для преподавания послушникам, но в 1996 вынужденный уйти из него и оставшийся до 2005 руководить в петербургской общине мирян - учебном центре С.-Петербургского союза буддистов, с 1999 зарегистрированным как самостоятельная организация;
■ "Дандароновцы" (dandaron.ru vk.com/russian_buddhism) - неформальное движение с 1965 последователей умершего в лагере бурятского мыслителя и буддолога Б.Д. Дандарона (1914-1974), ученика реформатора Лубсан-Сандан Цыденова (1841-1922), лидер - непосредственный ученик Дандарона из ленинградского Восточного отдела Музея истории религии и атеизма В. М. Монтлевич (р. 1940), "необуддийское" учение объединяет элементы Гелугпа и других школ тибетского буддизма с новоевропейской философией, большинство учеников - русские в Бурятии, есть группы в Петербурге, Ярославле и Прибалтике, с 1995 до сноса по решению властей в 2022 действовал монастырь "Шедруб Линг" на горе Качканар в Качканарском округе Свердловской обл., основанном Санье Тензин Докшитом (М.В. Санниковым);
■ Российские группы "Путь Бодхи" (bodhipath.org bodhipath-russia.org) - отделение международной организации, созданной главами одной из линий школы Кагью - Карма Кагью XIV-м Шамаром Ринпоче и XVII-м Кармапой, признаваемым Далай-ламой; центры в Москве, Петербурге и Курске не являясь монастырями помогают освоить медитацию, организуют визиты учителей и др.;
■ Московский буддийский центр "Кагью Самье Дзонг" (samyedzong.chat.ru) - московский филиал монастыря и центра Кагью Самье-Линг в округе Дамфрис-энд-Галловей в Шотландии (первый тибетский монастырь на Западе, основал в 1967 тибетский геше (д-р), врач и тулку Аконг Ринпоче, 1939-2013) школы Карма Кагью во главе с Кармапой 17-м Ургьеной Тинлеем Тхае Дордже, признаваемым Далай-ламой; центр сформировался в 1996 на базе журнала "Путь к себе" (первые последователи школы Кагью появились еще при советской власти после визита в Бурятию министра культуры Бутана), дочерней организацией монастырей Самье является благотворительный и медицинский Фонд "РОКПА";
■ Московский буддийский центр "Кагью Самье Дзонг" (samyedzong.chat.ru) - московский филиал монастыря и центра Кагью Самье-Линг в округе Дамфрис-энд-Галловей в Шотландии (первый тибетский монастырь на Западе, основал в 1967 тибетский геше (д-р), врач и тулку Аконг Ринпоче, 1939-2013) школы Карма Кагью во главе с Кармапой 17-м Ургьеной Тинлеем Тхае Дордже, признаваемым Далай-ламой; центр сформировался в 1996 на базе журнала "Путь к себе" (первые последователи школы Кагью появились еще при советской власти после визита в Бурятию министра культуры Бутана), дочерней организацией монастырей Самье является благотворительный и медицинский Фонд "РОКПА";
■ Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью (buddhism.ru) - отделение международной немонашеской ассоциации последователей школы Карма Кагью; в России создана в 1993, хотя первая община появилась в Ленинграде в 1989; органы управления: Президент, Конференция представителей Центров, Совет, постоянным членом
Совета и Духовным Главой является датский Лама Оле Нидал, признающий в качестве главы Кагью альтернативного Кармапу, российский центр в Петербурге;
■ Буддийский Центр Падмасамбхавы в России (padmasambhava.ru) - отделение международного центра шклы Ньингма, основанный за рубежом в 1988 с центром в монастыре Падма Сангье Линг в США и уже в 1991 в Москве тибетскими учеными, братьями Кхенченом Палден Шерабом Ринпоче (одним из лидеров Центрального Института Высшего Тибетского
Образования в Сарнатхе, Индия) и Кхенпо Цевангом Донгьялом Ринпоче; центры в Москве и Элисте, в Калмыкии имеет также монастырь;
■ Международная Дзогчен-община (kunsangar.org) - российские общины объединения, принадлежащего к школе Ньингма; основана тибетским ученым Чогьялом Намкаем Норбу в Италии в 1981, структура объединяет автономные региональные мировые гары (Россия составляет Северный Кунсангар и Южный Кунсангар); Московская Дзогчен-община Ринченлинг основана в 1992, после первого визита Ринпоче в Москву, зарегистрирована в 1993, входит в состав Объединения традиционных буддийских общин Москвы, имеет крупный ретрит-центр в Подмосковье - Кунпэнлинг, есть общины в других городах;
■ Буддийский Центр Рипа (ripa-center.ru) - представительство Линии Рипа (Ripa Internasional) с центром в Швейцарии; линия Рипа возникла в Тибете в XII в. и относится к школе Ньингма и отчасти Кагью, действующим главой Линии Рипа является Тертон Кьябдже Намка Дриме Рабджам Ринпоче; российские центры расположены в Москве, Петербурге и Калмыкии;
■ Московский центр линии Сакья "Цечен Намгьял Линг" (sakya.moscow) - центр одной из линий школы Сакья, основанной в XV в. Дзонгпой Кунга Намгьялом, создан в 2010 с благословения Сакья Тризина Ринпоче, главы школы с резиденцией в Массури (Уттаракханд, Индия), посетившим Россию в 1995, аналогичный центр есть в Калмыкии;
■ Дхарма-центр "Джонангпа" (jonangfoundation.org jonangpa.ru) - московский центр школы Джонанг, рассматриваемой как ответвление Сакьи либо самостоятельной, учение Жентонг в XVII в. было признано еретическим, а монастырь "Пунцог Чойлинг" передан школе Гелугпа, монастыри Джонанг уцелели лишь в подконтрольном Китаю Восточном Тибете (Сычуань); ныне статус школы вновь признан Далай-ламой, который подарил главе буддистов Монголии Богдо-гэгэну IX Халхе Джецун-Дамбе Ринпоче монастырь в Шимле (Химачал-Прадеш, Индия), где воссоздан "Джонанг Пунцог Чойлинг", существует Фонд Джонанг, в 2009 открылся центр в Москве под руководством тибетского учителя Йонтена Гиалтсо;
■ Центр "Бон Шен Линг" (aha.ru/~bon/) - Юндрунг (или Вечный) Бон - древняя религия Тибета, впоследствии смешавшаяся с буддизмом, основателем считается Шераб Мивоче из Средней Азии, учение схоже с Ньингма и часто Бон расценивают как пятую школу тибетского буддизма; духовным главой всего Бон является Менри Тридзин Римпоче - настоятель монастыря Менри в Тибете, российский центр был основан геше (д-р) Ньима Дагпа Римпоче, настоятелем монастыря Лхати в Кхаме (Днге), Тибет, посетившим Москву в 1999 /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
■ Дхарма-центр "Джонангпа" (jonangfoundation.org jonangpa.ru) - московский центр школы Джонанг, рассматриваемой как ответвление Сакьи либо самостоятельной, учение Жентонг в XVII в. было признано еретическим, а монастырь "Пунцог Чойлинг" передан школе Гелугпа, монастыри Джонанг уцелели лишь в подконтрольном Китаю Восточном Тибете (Сычуань); ныне статус школы вновь признан Далай-ламой, который подарил главе буддистов Монголии Богдо-гэгэну IX Халхе Джецун-Дамбе Ринпоче монастырь в Шимле (Химачал-Прадеш, Индия), где воссоздан "Джонанг Пунцог Чойлинг", существует Фонд Джонанг, в 2009 открылся центр в Москве под руководством тибетского учителя Йонтена Гиалтсо;
■ Центр "Бон Шен Линг" (aha.ru/~bon/) - Юндрунг (или Вечный) Бон - древняя религия Тибета, впоследствии смешавшаяся с буддизмом, основателем считается Шераб Мивоче из Средней Азии, учение схоже с Ньингма и часто Бон расценивают как пятую школу тибетского буддизма; духовным главой всего Бон является Менри Тридзин Римпоче - настоятель монастыря Менри в Тибете, российский центр был основан геше (д-р) Ньима Дагпа Римпоче, настоятелем монастыря Лхати в Кхаме (Днге), Тибет, посетившим Москву в 1999 /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
![]() |
Монастырь Тубтен Шедруб Линг 2023 Кызыл (www.expertsibdv.com) |
![]() |
Храм-Дворец Хамбо-ламы Итигэлова 2008 Иволгинский дацан (www.wikimedia.org) |
![]() |
Золотая обитель Будды Шакьямуни 2005 Элиста (www.wikimedia.org) |
![]() |
В дацане Ринпоче Багша 2004 Улан-Удэ (www.yelo-rinpoche.ru) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий