Буддизм / Buddhism

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Ганзай Будды Шакьямуни. Танка XVIII в. Бурятия (www.muzeyrb.ru)
Буддизм - мировая религия из Древней Индии, основанная Сиддхартхой Гаутамой, известным как Будда (санскр. "Пробужденный") (623-543 или 563-483). Он родился на территории нынешнего Непала в знатной кшатрийской семье, однако рано оставил мир для поисков истины, учился у различных индуистских учителей и практиковал аскезу. В возрасте 35 лет испытал Просветление и стал проповедовать свой путь, основав собственную общину (сангху). Большинство позднейших последователей буддизма обожествляют его личность. Он отверг индуистские Веды, богов, включая единый Абсолют, существование индивидуальной души как нечто постоянное (Анатма) и касты. Будда провозгласил четыре благородные истины: 1) страдание (дукха); 2) причину страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь прекращения страдания. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма (Закон) и Сангха. Многое в буддизме осталось сходным с индуизмом (сансара, перерождение и нирвана), но по причине непризнания Вед и идеи Брахмана, буддизм превратился в самостоятельную религию с собственным Священным Писанием Типитакой (пали Три корзины): Виная Питака о монашеской дисциплине, Сутта Питака с проповедями и Абхидхамма Питака - теоретические тексты (помимо палийского существуют также китайский и тибетский каноны). Центральную роль в буддизме играет сообщество монашествующих. Основные течения в буддизме это тхеравада и махаяна, иные течения, включая ваджраяну, являются разновидностями махаяны. Крупнейшая междунароная организация буддистов - Всемирное братство буддистов (World Fellowship of Buddhists, WFB) с центром в Тайланде.
 На российском Дальнем Востоке в Приморском крае буддизм существовал уже VIII в. н.э. - эпохе тунгусо-манчжурского государства Бохай. Царь, знать и значительная часть населения исповедовало буддизм: раскопаны 2 буддийских храма в долине реки Чапигоу в Уссурийском р-не, сохранялся буддизм и после подчинения страны Киданьскому каганату. Позднее, предки бурят, калмыков и тувинцев, отчасти эвенков восприняли буддизм в составе Монгольской империи, где он стал государственной религией в XIII в. (в Туве обнаружены остатки храмов той эпохи), особенно буддизм усилился среди названных народов начиная с XVII в., калмыки в это время расселились на Волге, образовав Калмыцкое ханство, вошедшее в XVIII в. в состав России. В 1741 г. российские власти издают первый указ о признании буддизма, а в 1764 Екатерина II учреждает пост независимого от монгольской иерархии Пандита-хамбо-ламы, настоятеля Тамчинского дацана - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья; бурятские ламы, в свою очередь, в 1766 г. признали Екатерину воплощением Белой Тары. В 1914 г. под протекторат России перешел Урянхайский край (Тува). Советская власть стала решительно бороться с религией и к 30-м гг. не осталось ни одного ламы. Изменения начались в 1945 г., когда начал действовать Иволгинский дацан, в 1946 Правительством было принято Положение о буддийском духовенстве в СССР, в соответствии с которым было создано Центральное духовное управление буддистов (с 1922 по 1930-е годы, носившее название Центральный Духовный Совет). В 90-е гг. произошло возрождение буддизма не только в регионах его традиционного бытования, но и среди части российских корейцев, китайцев, а также и в новых русскоязычных общинах по всей стране (еще буддолог Ф.И. Щербатской (1866-1942) считался буддийским философом, а в советские годы при содействии крупного бурятского мыслителя и сторонника "европейского" буддизма Б.Д. Дандарона (1914-1974) появляются русские ученики (А.И. Железнов, В.М. Монтлевич, А.М. Пятигорский, А.А. Терентьев и др.). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Идам Ваджрабхайрава (Ямантака с шакти).
Бурятская скульптура нач. XIX в. (www.rgo-sib.ru)

Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» 1915 СПб. (www.wikimedia.org)

БУДДИЙСКИЕ ТЕЧЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ:


2. МАХАЯНА
Название переводится как "Большая колесница". Одно из двух основных течений буддизма, где почитаются Бодхисаттвы (что значит, кандидаты в Будды), архаты, из сострадания посвятившие себя освобождению других, без чего невозможно стать Буддой (один из самых почитаемых - Авалокитешвара). Учение содержится в ряде сутр и других текстов, одна из известнейших - Лотосовая сутра, составленная около I в. до н.э. - I в. н.э. Будда в махаяне есть божество, имеющее три вселенских тела (Трикая Будды): Дхармакая есть Абсолют, достигаемый в Нирване; Самбхогакая - божественное тело, достижимое при медитации; Нирманакая - феноменальное тело, подобное историческому Будде из Индии. Очень важно понятие "Шуньята", отсутствие Я. Течения махаяны (ваджраяна, амидаизм, дзэн, ничирэн) распространены в Китае, Бутане, Северной Индии, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, части России и др. В существовавшем на Дальнем Востоке России государстве Бохай в VII-X вв. исповедовалась именно махаяна, возможно в виде школы Хуаянь (кор. Хваом), преобладавшей в то время в соседней Корее и сильной в Китае. Позднее среди части народов России распространился тибетский буддизм (ваджраяна). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

► ДЗЭН

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения