Буддизм

Ганзай Будды Шакьямуни. Танка XVIII в. Бурятия (www.muzeyrb.ru)
Буддизм - мировая религия из Древней Индии, основанная Сиддхартхой Гаутамой, известным как Будда (санскр. "Пробужденный") (623-543 или 563-483). Он родился на территории нынешнего Непала в знатной кшатрийской семье, однако рано оставил мир для поисков истины, учился у различных индуистских учителей и практиковал аскезу. В возрасте 35 лет испытал Просветление и стал проповедовать свой путь, основав собственную общину (сангху). Большинство позднейших последователей буддизма обожествляют его личность. Он отверг индуистские Веды, богов, включая единый Абсолют, существование индивидуальной души как нечто постоянное и касты. Будда провозгласил четыре благородные истины: 1) страдание (дукха); 2) причину страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь прекращения страдания. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма (Закон) и Сангха. Многое в буддизме осталось сходным с индуизмом (сансара, перерождение и нирвана), но по причине непризнания Вед и идеи Брахмана, буддизм превратился в самостоятельную религию с собственным Священным Писанием Трипитакой (санскр. Три корзины): Виная Питака о
монашеской дисциплине, Сутра Питака с проповедями и Адхидхарма Питака - теоретические тексты. Центральную роль в буддизме играет сообщество монашествующих. Основные течения в буддизме это тхеравада и махаяна, иные течения, включая ваджраяну, являются разновидностями махаяны. Крупнейшая междунароная организация буддистов - Всемирное
братство буддистов (World Fellowship of Buddhists, WFB) с центром в Тайланде.
 На российском Дальнем Востоке в Приморском крае буддизм существовал уже VIII в. н.э. - эпохе тунгусо-манчжурского государства Бохай. Царь, знать и значительная часть населения исповедовало буддизм: раскопаны 2 буддийских храма в долине реки Чапигоу в Уссурийском р-не, сохранялся буддизм и после подчинения страны Киданьскому каганату. Позднее, предки бурят, калмыков и тувинцев, отчасти эвенков восприняли буддизм в составе Монгольской империи, где он стал государственной религией в XIII в. (в Туве обнаружены остатки храмов той эпохи), особенно буддизм усилился среди названных народов начиная с XVII в., калмыки в это время расселились на Волге, образовав Калмыцкое ханство, вошедшее в XVIII в. в состав России. В 1741 г. российские власти издают первый указ о признании буддизма, а в 1764 Екатерина II учреждает пост независимого от монгольской иерархии Пандита-хамбо-ламы,
настоятеля Тамчинского дацана - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья; бурятские ламы, в свою очередь, в 1766 г. признали Екатерину воплощением Белой Тары. В 1914 г. под протекторат России перешел Урянхайский край (Тува). Советская власть стала решительно бороться с религией и к 30-м гг. не осталось ни одного ламы. Изменения начались в 1945 г., когда начал действовать Иволгинский дацан, в 1946 Правительством было принято Положение о буддийском духовенстве в СССР, в соответствии с которым было создано Центральное духовное управление буддистов (с 1922 по 1930-е годы, носившее название Центральный Духовный Совет). В 90-е гг. произошло возрождение буддизма не только в регионах его традиционного бытования, но и среди части российских корейцев, китайцев, а также и в новых русскоязычных общинах по всей стране. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» 1915 СПб. (www.wikimedia.org)

СПИСОК БУДДИЙСКИХ ТЕЧЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ:

МАХАЯНА
Название переводится как "Большая колесница". Одно из двух основных течений буддизма, где почитаются Бодхисаттвы (что значит, кандидаты в Будды), архаты, из сострадания посвятившие себя освобождению других, без чего невозможно стать Буддой (один из самых почитаемых - Авалокитешвара). Учение содержится в ряде сутр и других текстов, одна из известнейших - Лотосовая сутра, составленная около I в. до н.э. - I в. н.э. Будда в махаяне есть божество, имеющее три вселенских тела (Трикая Будды): Дхармакая есть Абсолют, достигаемый в Нирване; Самбхогакая - божественное тело, достижимое при медитации; Нирманакая - феноменальное тело, подобное историческому Будде из Индии. Очень важно понятие "Шуньята", отсутствие Я. Течения махаяны (ваджраяна, амидаизм, дзэн, ничирэн) распространены в Китае, Бутане, Северной Индии, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, части России и др. В существовавшем на Дальнем Востоке России государстве Бохай в VII-X вв. исповедовалась именно махаяна, возможно в виде школы Хуаянь (кор. Хваом), преобладавшей в то время в соседней Корее и сильной в Китае. Позднее среди части народов России распространился тибетский буддизм (ваджраяна). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

ВАДЖРАЯНА (тантраяна): "Алмазная колесница" - эзотерическое течение в буддизме махаяны, появившееся около V в. н.э., возводящее себя к сокровенному учению Будды и других будд, бодхисаттв и йогинов. Особые писания ваджраяны - тантры, например, Калачакра Тантра. Их основное учение об Ади-Будде, что значит Будде Изначальном, бывшем прежде всего, единстве всех будд и бодхисаттв, составляющих абсолютное тело (дхармакаю) Будды. Для достижения Нирваны в течение одной жизни важны инициации от учителя (ламы). Духовная практика требует концентрации на Иштадэвате (тиб. "Идам") - одном из богов, бодхисаттв или учителей и самоотождествлении с ним (например, Авалокитешвара и Тара). Ваджраяна появилась еще в Индии, но получила особую разработку в Тибете, почему часто именуется тибетским буддизмом, где сложились его 4 школы: Ньингма, Сакья, Кагью и Гелугпа. Ньингма (школа "старых переводов") связана с первой волной буддизма в Тибете VIII в. под водительством Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) без крупных монастырей, через семейные и мирские группы, через переосмысление местной религии бон в форме учения о пустоте). В XI в. возникает школа Сакья с одноименным монастырем, основанном Контаном Кончок Гьялпо, он следовал новым переводам и особо развивал йогу (глава получил титул Сакья Тридзин). Гампопа в XII в. основал монастырь Гампо, дав начало школе Кагью с учением о феноменальности мира и ума и особой преданностью учителю, которая впоследствии разделилась на ряд линий (одна из них — Карма Кагью возглавляется Кармапой). Последняя школа, Гелугпа ("Добродетель") основан Чже Цонкапой (Цзонхавой) в XIV в. в монастыре Ганден, он ввел более строгие монашеские правила и большее внимание уделил не философии, а морали (возглавляет школу Ганден Трипа, принадлежащий к Гелугпа Далай-лама призван покровительствовать всему тибетскому буддизму). Собранием священных писаний на тибетском языке является Ганджур, а преданий - Данджур. Помимо Тибета и Гималаев ваджраяна распространена в Монголии, части России, есть отдельные школы в Китае и Японии. Хотя на раннем этапе Монгольской империи буддизм представляли школы Сакья и Кагью, позднее правители Джунгарии в 1640 г. на общемонгольском съезде приняли Степное Уложение, среди прочего установившее буддизм школы Гелугпа в качестве государственного, вследствие этого калмыки, буряты и тувинцы в основном являются приверженцами именно этой школы, хотя имеются и учителя иных школ (например, Шулуутайский монастырь Бурятии в нач. ХХ в. принадлежал к школе Ньингма). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Традиционная буддийская Сангха России (ТБСР) (sangharussia.ru) - объединение бурятских монастырей школы Гелугпа, являющееся продолжателем Центрального духовного управления буддистов СССР и РФ (перименовано в 1997); возглавляется Пандито Хамбо-ламой с резиденцией в Иволгинском дацане (с. Верхняя Иволга, Бурятия), высший орган - Совет (Хурал); является членом Всемирного братства буддистов; в 1999 в дацане открыт Буддийский университет „Даши Чойнхорлин“ имени Дамба Даржа Заяева с философским, тантрическим, иконографическим и медицинским факультетами;
Объединение буддистов Тувы (ОБТ) (dharmatuva.ru) - объединение монастырей и общин школы Гелугпа, возглавляемое Камбы-ламой (титул существовал еще до вхождения Тувы в состав России); организация создана на съезде в 1991 как ЦБРО Управление Камбы-ламы Республики Тыва, переименована в 2010, центр в г. Кызыл;
Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) (khurul.ru) - объединение монастырей и общин преимущественно школы Гелугпа, возглавляемое Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии и Президентом ОБК; учреждено на конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 с центром в Элисте;
Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) - новое всероссийское объединение общин и центров Бурятии, Калмыкии, Москвы, Петербурга и др., не являющееся правопреемником ЦДУБ СССР, отделилось в 2005 от ТБСР;
Российские группы "Путь Бодхи" (bodhipath-russia.org) - отделение международной организации, созданной главами одной из линий школы Кагью - Карма Кагью XIV-м Шамаром Ринпоче и XVII-м Кармапой; центры в Москве, Петербурге и Курске не являясь монастырями помогают освоить медитацию, организуют визиты учителей и др.;
Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью (buddhism.ru) - отделение международной немонашеской ассоциации последователей школы Карма Кагью; в России создана в 1993, хотя первая община появилась в Ленинграде в 1989; органы управления: Президент, Конференция представителей Центров, Совет, постоянным членом
Совета и Духовным Главой является датский Лама Оле Нидал, российский центр в Петербурге;
Буддийский Центр Падмасамбхавы в России (padmasambhava.ru) - отделение международного центра шклы Ньингма, основанный за рубежом в 1988 с центром в монастыре Падма Сангье Линг в США и уже в 1991 в Москве тибетскими учеными, братьями Кхенченом Палден Шерабом Ринпоче (одним из лидеров Центрального Института Высшего Тибетского
Образования в Сарнатхе, Индия) и Кхенпо Цевангом Донгьялом Ринпоче; центры в Москве и Элисте, в Калмыкии имеет также монастырь;
Международная Дзогчен-община (kunsangar.org) - российские общины объединения, принадлежащего к школе Ньингма; основана тибетским ученым Чогьялом Намкаем Норбу в Италии в 1981, структура объединяет автономные региональные мировые гары (Россия составляет Северный Кунсангар и Южный Кунсангар); Московская Дзогчен-община Ринченлинг основана в 1992, после первого визита Ринпоче в Москву, зарегистрирована в 1993, входит в состав Объединения традиционных буддийских общин Москвы, имеет крупный ретрит-центр в Подмосковье - Кунпэнлинг, есть общины в других городах;
Буддийский Центр Рипа (ripa-center.ru) - представительство Линии Рипа (Ripa Internasional) с центром в Швейцарии; линия Рипа возникла в Тибете в XII в. и относится к школе Ньингма и отчасти Кагью, действующим главой Линии Рипа является Тертон Кьябдже Намка Дриме Рабджам Ринпоче; российские центры расположены в Москве, Петербурге и Калмыкии;
Московский центр линии Сакья "Цечен Намгьял Линг" (sakya.moscow) - центр одной из линий школы Сакья, основанной в XV в. Дзонгпой Кунга Намгьялом, создан в 2010 с благословения Сакья Тризина Ринпоче, главы школы с резиденцией в Массури (Уттаракханд, Индия) /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Цзонхава. Танка XVIII в. Бурятия (www.online.stack.net)

Храм-Дворец Хамбо-ламы Итигэлова 2008 Иволгинский дацан (www.wikimedia.org)

Золотая обитель Будды Шакьямуни 2005 Элиста (www.wikimedia.org)
В дацане Ринпоче Багша Улан-Удэ (www.visitburyatia.ru)

ДЗЭН: Особое дальневосточное течение буддизма махаяны, основателем которого считается индийский монах из китайского монастыря Шаолинь Бодхидхарма (440-528), однако еще китаец Даошэн (355-434) первым учил о возможности спасения для каждого посредством внезапного просветления.. Санскритское название Дхьяна (медитация) трансформировалось в китайское Чань, корейское Сон и японское Дзэн и указывает созерцательный характер практики с почти полным отрицанием внешней религиозности, как то: книги, изображения, святые места, традиционную догматику, вплоть до самого желания стать Буддой. Индийское учение о шуньяте (пустоте) было отождествлено с китайско-даосским Дао, первозданной естественностью, невыразимой истиной, присутствующих везде, в любом ремесле, и достижимых не ученостью и накоплением заслуг, но в безмыслии, недеянии, спонтанно, от сердца учителя к сердцу ученика. Особенно учил внезапному озарению (сатори) шестой чаньский патриарх Хуэйнэн (638-713), проповеди которого составили Сутру помоста шестого патриарха (Лю цзу тань цзин), чему на практике часто служили коаны - парадоксальные вопросы ученикам. Каждый адепт Дзэн рассматривается бодхисаттвой, т.е. ничего не просит для себя, а только для просветления всех. В VII в. Дзэн проникает в Корею и Японию, возможно в IX-X вв. он имел последователей и в соседнем буддистском государстве Бохай на территории России, уже широко распространившись в Корее. Ныне небольшие общины разных школ Дзэн, обычно уже в адаптированной для Запада форме, есть во многих городах России. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Санкт-Петербургское отделение Международной ассоциации Свет Будды (Фо Гуан) - принадлежит к чань-буддийской школе Линьцзи (яп. Риндзай), основанной Линьцзи Исюань (810-866), современный международный монашеский орден Фо Гуан Шань (Будда, Свет, Горы) основан в 1967 на Тайване 48-м патриархом школы учителем Син-юнь с центром в монастыре в пригороде Гаосюн; Международная Ассоциация Свет Будды (Buddha's Light International Аssociation, BLIA) создана Орденом для распространения учения, отделение в России учреждено Син-юнем в 1993;
Риндзай дзэн One Drop Zendo Russia (onedropzendo.ru) - московское отделение международной организации One Drop Zen Community учеников японского учителя Сёдо Харада Роси из школы Риндзай (в отличие от Сото больше использующей не медитацию, а куан), с 80-х проповедующий на Западе; связана с монастырем Согенджи (Маруяма, Япония), имеет монастыри в США, Германии и Индии;
Международная Школа Дзэн "Кван Ум" (kwanumzen.ru) - Kwan Um School of Zen принадлежит к корейскому буддизму Сон, создана Мастером ордена Чогё (основной сангхи Кореи) - Сунг Саном в 1983 в США с центром в г. Провиденс (Род-Айленд), он стал первым учить европейцев корейскому буддизму начиная с 1972, в 1990 он приехал в СССР по приглашению Президента Горбачева, тогда появились первые ученики из России; сегодня около 10 Дзэн-центров открыто в Петербурге, Новгороде, Ульяновске и др.;
Московский храм Дальма-са (dalma.ru) - община корейского буддизма Сон - ордена Чогё была организована в 2000 Вон Мён Сынимом, учеником Сон Чоль Сынима, на базе Международного Буддийского Центра Лотосовый Фонарь (Lotus Lantern Int’l Buddhist Center) (Сеуле, Южная Корея) и медитационного центра (Lotus Lantern Int’l Meditation Center) на острове Канхва-до, в храме проводятся уроки корейского языка;
Российская Сангха Zazen International (zen-kaisen.ru) - отделение международной миссии с японсими истоками Дзэн, позиционирующей себя как новый европейский дзэн, основанной в 1989 Сандо Кайсеном, мастером из Франции польского происхождения, его учитель - известный учитель из Японии Мокудо Тайсен Дешимару (школа Сото), отправившийся в 1965 по Транссибирской магистрали во Францию и основавший в 1970 Международную ассоциацию дзэн (Association Zen Internationale, AZI) (в России нет); собственно Zazen International имеет центральный храм во Франции,  российские центры имеются в Москве, Геленджике и др. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

В дзэнском храме Дальма-са Москва (www.dalma.ru)

АМИДАИЗМ (буддизм Чистой Земли): Одно из основных течений дальневосточного буддизма махаяны (кит. цзинтуцзун; яп. дзёдо-сю; вьетн. тинь до тонг). Общемахаянский культ Будды Амитабхи - бывшего царя, поклявшегося спасти всех существ и ставшего владыкой небесного рая, стал в Китае пониматься как наиболее эффективный путь для людей поздней эпохи, когда уже редко кто способен достичь просветления самостоятельно, но веруя в спасителя Амитабху, постоянно помятуя о нем, рецитируя мантру "Поклонение Будде Амитабхе" (кит. Намо Амито-фо; яп. Наму Амида буцу; вьетн. Нам мо а зи да фат), созерцая его Чистую Землю, может возродиться там. Впервые этот путь проповедовался Хуэйюанем (334-416), затем первым патриархом школы в V-VI вв. монахом Таньлуанем. Относительная простота практики сделала амидаизм популярнейшей школой Дальнего Востока, в России много ее последователей особенно в среде китайской и вьетнамской диаспоры, появились и отечественные последователи. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
► Московское объединение буддистов "Соломенная хижина" (МОБСХ) (thaoduongmoscow.com/ru/) - община амидаистского буддизма, создана в 1993, через год приобрела помещение для собраний, зарегистрирована в 1995, духовными наставниками выступают вьетнамские настоятели европейских храмов из Единой Вьетнамской Буддийской Церкви Европы /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

НИЧИРЭН: Буддизм Ничирэн - одно из течений японской махаяны, основанное монахом Ничирэном Дайшонином (1222-1282) (согласно данной школе воплощением самого Будды). Он верил, что буддистское учение сконцентрировано в Лотосовой сутре. Согласно этой сутре, все люди обладают природой Будды, поэтому все могут достичь Просветления. Для этого только нужно повторять мантру: "Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё" (яп. Слава Сутре Лотоса Высшего Закона). Он очень критиковал другие школы буддизма, веря, что только его метод принесет благополучие японскому народу и что в нашу эпоху именно этот метод доступен людям. В течение длительного времени он преследовался властями, а сочинения были написаны в ссылке. В силу простоты, учение стало популярным среди народа; в XIX-ХХ вв. в школе усилились националистические и милитаристские черты, Япония стала пониматься как оплот истинного буддизма. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Сока Гаккай Интернэшнл (SGI) (sgi.org/ru/) - международная ассоциация Soka Gakkai Internasional (SGI) с центром в Японии является реформистским объединением в движении Ничирэн (название означает Общество созидания ценностей), т.е. немонашеским и пацифистским; создано Макигути Цунэсабуро в 1930 внутри ортодоксальной Сангхи Ничирэн Шошу как образовательное общество, преследовалось в военные годы за критику милитаризма, с 1975 существует как SGI, в 1992 выделилось в самостоятельную организацию /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

ТХЕРАВАДА
Название означает "учение Отцов", - древнейшее течение буддизма, где для достижения Нирваны необходимо быть монахом сангхи, остальные могут поддерживать сангху и надеяться на лучшее перерождение (практикуется и временное пострижение). В силу этого, отсутствует активная миссионерская деятельность. Будда в тхераваде понимается как Великий учитель, Архат; аскеты следуют ему но без обожествления. Основное внимание уделено медитации и следованию монашескому уставу, обряды в основном связаны с почитанием ступ. Иные школы буддизма критикуют это течение за заботу только о cобственном спасении без мыслей о других и называют это учение хинаяной (малой колесницей). Представители же тхеравады считают собственный путь наиболее чистым буддизмом, первоначальным учением самого Будды. Священным признается древнейший палийский канон Типитаки. Тхеравада распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии (Тайланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе). В России практикуется работниками диппредставительств и студентами этих стран и несколькими местными общинами в Москве, Петербурге, Саратове, Набережных Челнах. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Храм Буддавихара (buddhavihara.ru) - тайская вихара Тхеравады в пос. Горелово, Петербург; основатель Пхра Аджан Чатри, официальный представитель тайского Верховного Буддийского Совета в России и восточной Европе;
Санкт-Петербургская община тхеравады (theravada.ru) - одно из объединений, следующих буддизму Тхеравады, основана в 2009, контактирует с бирманскими и др. учителями;
Бирманский буддийский центр - вихара мьянманской (бирманской) Тхеравады, открыта в 2015 в Балашихе при участии монахов бирманской Сангхи;
Тайская лесная сангха (forestsangha.ru) - российское отделение Тайской Лесной Традиции линии Аджана Чаа, представляющей медитативное направление Тхеравады; в 1975 в Тайланде был открыт Ват Па Наначат (Интернациональный Лесной Монастырь); в Москве медитации проводятся в дзэнском храме Далма-са;
Фонд "Випассана" (ru.dhamma.org) - международная сеть центров медитации реформированной немонашеской тхеравады с акцентом на внекофессиональный характер практики; основатель С.Н. Гоенка, индо-бирманский учитель, ученик реформатора Саяджи У Ба Кхина, выступившего за обучение медитации Випассана мирян с концентрацией на ощущениях, при проведении 10-дневных курсов, принципом является невзимание платы (оплачивают старые ученики); всемирный центр был первоначально в Рангуне (Мьянма), сейчас в Дхаммагири (Индия), в России действует центр "Дхамма Дуллабха" в Подмосковье и отделения в Петербурге и Екатеринбурге;
Буддийская Община Триратна (buddhayana.ru) - международная сангха реформированной тхеравады, самоназвание "Буддаяна", с центром в Великобритании; основана в 1967 Сангхаракшитой, ставшим монахом в Индии англичанином, провозгласившим необходимость вестернизации буддизма (монахи не дают обет безбрачия, членами сангхи являются и миряне, медитация сочетается с социальными программами, практикуется хатха-йога и тайцзыцюань, монашество организует предприятия для самообеспечения); монашеским ядром общины выступает Западный буддийский орден (Western Buddhist Order, WBO), высший орган управления - Махасабха из представителей монашества и мирян, имеется община в Москве  /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Ретрит в Буддавихаре Горелово (www.buddhavihara.ru)

Ретрит Лесной сангхи (www.forestsangha.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий