Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России" The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov |
Ганзай Будды Шакьямуни. Танка XVIII в. Бурятия (www.muzeyrb.ru) |
Буддизм - мировая религия из Древней Индии, основанная Сиддхартхой Гаутамой, известным как Будда (санскр. "Пробужденный") (623-543 или 563-483). Он родился на территории нынешнего Непала в знатной кшатрийской семье, однако рано оставил мир для поисков истины, учился у различных индуистских учителей и практиковал аскезу. В возрасте 35 лет испытал Просветление и стал проповедовать свой путь, основав собственную общину (сангху). Большинство позднейших последователей буддизма обожествляют его личность. Он отверг индуистские Веды, богов, включая единый Абсолют, существование индивидуальной души как нечто постоянное (Анатма) и касты. Будда провозгласил четыре благородные истины: 1) страдание (дукха); 2) причину страдания; 3) прекращение страдания и 4) путь прекращения страдания. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма (Закон) и Сангха. Многое в буддизме осталось сходным с индуизмом (сансара, перерождение и нирвана), но по причине непризнания Вед и идеи Брахмана, буддизм превратился в самостоятельную религию с собственным Священным Писанием Типитакой (пали Три корзины): Виная Питака о монашеской дисциплине, Сутта Питака с проповедями и Абхидхамма Питака - теоретические тексты (помимо палийского существуют также китайский и тибетский каноны). Центральную роль в буддизме играет сообщество монашествующих. Основные течения в буддизме это тхеравада и махаяна, иные течения, включая ваджраяну, являются разновидностями махаяны. Крупнейшая междунароная организация буддистов - Всемирное братство буддистов (World Fellowship of Buddhists, WFB) с центром в Тайланде.
На российском Дальнем Востоке в Приморском крае буддизм существовал уже VIII в. н.э. - эпохе тунгусо-манчжурского государства Бохай. Царь, знать и значительная часть населения исповедовало буддизм: раскопаны 2 буддийских храма в долине реки Чапигоу в Уссурийском р-не, сохранялся буддизм и после подчинения страны Киданьскому каганату. Позднее, предки бурят, калмыков и тувинцев, отчасти эвенков восприняли буддизм в составе Монгольской империи, где он стал государственной религией в XIII в. (в Туве обнаружены остатки храмов той эпохи), особенно буддизм усилился среди названных народов начиная с XVII в., калмыки в это время расселились на Волге, образовав Калмыцкое ханство, вошедшее в XVIII в. в состав России. В 1741 г. российские власти издают первый указ о признании буддизма, а в 1764 Екатерина II учреждает пост независимого от монгольской иерархии Пандита-хамбо-ламы, настоятеля Тамчинского дацана - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья; бурятские ламы, в свою очередь, в 1766 г. признали Екатерину воплощением Белой Тары. В 1914 г. под протекторат России перешел Урянхайский край (Тува). Советская власть стала решительно бороться с религией и к 30-м гг. не осталось ни одного ламы. Изменения начались в 1945 г., когда начал действовать Иволгинский дацан, в 1946 Правительством было принято Положение о буддийском духовенстве в СССР, в соответствии с которым было создано Центральное духовное управление буддистов (с 1922 по 1930-е годы, носившее название Центральный Духовный Совет). В 90-е гг. произошло возрождение буддизма не только в регионах его традиционного бытования, но и среди части российских корейцев, китайцев, а также и в новых русскоязычных общинах по всей стране (еще буддолог Ф.И. Щербатской (1866-1942) считался буддийским философом, а в советские годы при содействии крупного бурятского мыслителя и сторонника "европейского" буддизма Б.Д. Дандарона (1914-1974) появляются русские ученики (А.И. Железнов, В.М. Монтлевич, А.М. Пятигорский, А.А. Терентьев и др.). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Идам Ваджрабхайрава (Ямантака с шакти). Бурятская скульптура нач. XIX в. (www.rgo-sib.ru) |
Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» 1915 СПб. (www.wikimedia.org) |
БУДДИЙСКИЕ ТЕЧЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ:
1. ТХЕРАВАДА
2. МАХАЯНА
Название переводится как "Большая колесница". Одно из двух основных течений буддизма, где почитаются Бодхисаттвы (что значит, кандидаты в Будды), архаты, из сострадания посвятившие себя освобождению других, без чего невозможно стать Буддой (один из самых почитаемых - Авалокитешвара). Учение содержится в ряде сутр и других текстов, одна из известнейших - Лотосовая сутра, составленная около I в. до н.э. - I в. н.э. Будда в махаяне есть божество, имеющее три вселенских тела (Трикая Будды): Дхармакая есть Абсолют, достигаемый в Нирване; Самбхогакая - божественное тело, достижимое при медитации; Нирманакая - феноменальное тело, подобное историческому Будде из Индии. Очень важно понятие "Шуньята", отсутствие Я. Течения махаяны (ваджраяна, амидаизм, дзэн, ничирэн) распространены в Китае, Бутане, Северной Индии, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, части России и др. В существовавшем на Дальнем Востоке России государстве Бохай в VII-X вв. исповедовалась именно махаяна, возможно в виде школы Хуаянь (кор. Хваом), преобладавшей в то время в соседней Корее и сильной в Китае. Позднее среди части народов России распространился тибетский буддизм (ваджраяна). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
► ДЗЭН
► НИЧИРЭН
Комментариев нет:
Отправить комментарий