В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России включены 11 сакральных территорий, находящихся в Ямало-Ненецком автономном округе. Четыре из этих священных для коренных жителей объектов – «Хада пэ» («Старушка камень») в Приуральском, «Хорлор» (Быка-оленя озеро) в Шурышкарском, «Сэр-нго Ирико» (Старик Ледяного острова, Хозяин Белого острова) и «Ямал хэхэ» (Края Земли богиня) в Ямальском районе – станут памятниками культуры регионального значения. В конце 2016 года в Республике Коми появилась 38-метровая статуя Корт Айки, кузнеца из коми-зырянских мифов.
Итак, говорится в статье на сайте ng.ru, государство готово покровительствовать верованиям, которые принято относить к языческим, лишь в определенных рамках. Однако эта тема проявляется не только во взаимодействии госорганов с коренными народами российского Севера. Одним из наиболее проблемных течений такого рода является родноверие – русское неоязычество.
Отношения с государством сообществ языческой тематики, позиционирующих себя не как реконструкторы традиций того или иного малого народа, а в качестве религиозных групп, не задались с самого начала – и не в последнюю очередь в силу их значительной политизированности. Позиция Русской православной церкви имеет для чиновников особенно большое значение именно в отношении русского язычества. Так, к «Старушке-камень» на Ямале относятся с почтением, а указатели к «Синь-камню» под Переславлем Залесским регулярно демонтируют по просьбам РПЦ. Язычникам с приставкой «нео» и без нее нет места в государственно-конфессиональных отношениях за пределами тех регионов, где верования коренных народов составляют основу этнической культуры, считает доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков: «Как система государство взаимодействует со значимыми группами, выражающими общественное мнение. Для чиновников язычники, тем более неоязычники – маргиналы или «дремучие дикари». Их мнение либо субкультурно и поэтому замкнуто на микрогруппы, либо контркультурно – тогда ими занимаются правоохранители. Нет смысла удовлетворять желания всех по отдельности. Для выражения воли есть партии и организации, то есть институциированные объединения. А с одиночками взаимодействие непродуктивно. Аналогичным образом, если некие самодеятельные православные без благословения архиерея решатся на какие-то демарши, то будут обозваны «отступниками» или «экстремистами». Тем более, считает эксперт, нет перспектив признания в качестве религиозного сообщества – а значит, и включения в общественный процесс в качестве полноправной стороны – и у родноверов.
Один из основателей и первый глава Союза славянских общин Славянской родной веры (ССО СРВ) Вадим Казаков считает причины, по которым родноверие не получает в России официального статуса, политическими, однако проводит грань между реконструкторами аутентичной религии древних славян и вновь созданными движениями, пользующимися схожей терминологией. «Стеклянный потолок» для родноверов – это признание их наследниками традиционного славянского язычества. Я здесь имею в виду именно родноверов, а не почитателей «Славяно-арийских вед» и прочей ахинеи, которых люди малограмотные привыкли отождествлять с родноверами. Хотя это мое личное мнение, и оно может не совпадать с мнением руководителей родноверческих организаций, – сказал он «НГР». – С точки зрения государства, такая политика вполне оправдана. Если вас не признают в качестве религиозной организации, то, соответственно, официально к вам отношение как к ролевикам, чудакам, маргиналам, сектантам и прочему. Случай в Ямало-Ненецком округе – тоже яркий показатель. Там государство имеет дело с представителями национального меньшинства, которое по совместительству еще и языческое. Поскольку у РФ к пожеланиям нацменьшинств отношение чуткое, я бы даже сказал, трепетное, то данный случай не является каким-то из ряда вон выходящим. В нашем же случае РФ имеет дело с представителями национального большинства. А именно, с русскими, о которых даже в Конституции ни слова не сказано».
В Европе неоязычники остаются сравнительно небольшим, но довольно быстро растущим сообществом. Так, Национальное бюро статистики Исландии опубликовало в марте информацию о том, что с 2014 года количество почитателей Одина, Тора и Фрейи в стране увеличилось более чем на 50%, что сделало их самой быстрорастущей религиозной группой страны. Ожидается, что в этом году будет завершено строительство храма в Рейкьявике, 130 млн исландских крон на который собрали верующие; участок земли был предоставлен городскими властями. Интерес к дохристианской и этнической религии при этом включает в себя и внимание европейцев к славянской традиции: 24 июня с.г., например, празднование Купалы в третий раз прошло в ирландском Лимерике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий