На минувшей неделе Владимир Путин встретился с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием. Ряд СМИ сразу же назвали это событие историческим. О главных темах состоявшейся встречи, об отношении президента к старообрядчеству, о том, как видят староверы конфликт вокруг Исаакиевского собора и соблюдает ли глава государства Великий пост, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал сам первоиерарх. Беседовал Алексей Михеев.
- Ваше высокопреосвященство, одной из тем встречи стало положение староверов, переезжающих в Россию из стран Южной Америки. По прозвучавшим оценкам, ситуация с ними в Приморском крае стала наглядным свидетельством фактического провала региональными властями федеральной программы содействия переселению соотечественников. Президент в курсе ситуации?
— Я постарался донести до президента наши общие чаяния, надежды всего старообрядческого мира, в том числе и этот вопрос. Это нужно нашему государству, и, может быть, больше нужно даже самим нашим русским людям, которые находятся в мире довольно-таки агрессивном. Им очень трудно там экономически выживать, мне рассказывали, что земли старообрядцев в Латинской Америке истощились, а порой и стали вредными для проживания. Поэтому многие, конечно, мечтают вернуться и возделывать наши земли. К сожалению, сейчас больше проблем, чем положительных результатов, вообще положительных результатов практически нет. Я сказал президенту, что основной вопрос — это земля, выделение земли. Мы всегда работали на земле. Во все времена для старообрядцев это было естественно. После раскола их ссылали, они осваивали земли, помните, как у Некрасова: "горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол"? Потом они переселялись или их пересылали, они осваивали новые земли, в какой-то степени это процесс продолжается и за морем, к ним подселяют местное население, уже к освоенным просторам, а старообрядцы переселяются дальше, поскольку смешиваться им, особенно по религиозным вопросам, не хотелось бы, особенно если это большие инородные скопления. Они переходят в другое место, а на освоенных ими землях остаются другие.
- Насколько я понимаю, в регионе переселенцам землю фактически предлагают покупать, а то, что должно выделяться бесплатно, например при регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, выделяется либо после письма из Москвы, либо не выделяется совсем.
— Да. Они бы хотели гарантий, каких-то подъемных. Но ни в коем случае не хотели бы быть наемными работниками, как им предлагают, — приехали, а им предлагают работать на ферме. Они говорят, нет, мы хотим быть хозяевами на земле, как привыкли. Привыкли жить автономно. Представляете себе старообрядцев в колхозе? Им нужно жить компактно, молиться, не очень общаться с миром. Второе, что они просят, — человека от правительства, наделенного полномочиями, который мог бы курировать их. На сегодняшний день они не знают, куда обратиться. Местные власти не заинтересованы в них — им нужны как раз наемные рабочие. И еще один момент — там, за морем, видимо, какие-то более гуманные порядки, они приезжают в надежде, что и у нас будет так же, что они приехали на Родину, приезжают, как дети доверчивые, не верят, что может быть какое-то зло, что их могут обмануть. В радужном настроении. А уезжают очень пессимистично, расстроенные. С запуганными выражениями лиц, глаз, общим настроем души. Понятно, что когда они приедут туда с такими впечатлениями и расскажут все, мало кто захочет приехать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий