четверг, 8 сентября 2016 г.

Конференция в Грозном: отлучение ваххабизма от суннитской общины вызвало гнев Эр-Рияда

Сайт Blagovest-info.ru, ссылаясь на AsiaNews, подводит итоги состоявшейся недавно Международной исламской конференции в Грозном. Ваххабизм – вероучительная основа саудовской версии ислама, распространяемая во многих странах мира усилиями Эр-Рияда, не является частью суннитского ислама. Это «извращение» ислама, ведущее к экстремизму и терроризму. Таким образом, «для восстановления подлинного значения суннизма нужны радикальные изменения». Саудовская Аравия уже резко контратаковала, испугавшись, что это лишь первый шаг на пути к сожжению на костре самой страны и ее имамов. Эти ошеломляющие заявления содержатся в заключительном документе конгресса, состоявшегося в Грозном (Чечня) 25-27 августа. Конференция собрала около 200 мусульманских религиозных лидеров, специалистов по Корану и исламских мыслителей из Египта, Сирии, Иордании, Судана и Европы, среди которых были такие деятели, как верховный имам Аль-Азхара Ахмед Ат-Таиб, верховный муфтий Египта шейх Шауки Аллам, советник президента Египта, член комитета по религиозным делам египетского парламента шейх Усама Аз-Захри, верховный муфтий Дамаска Абдель Фаттах Аль-Безм, йеменский проповедник Али Аль-Джафри, интеллектуал Аднан Ибрагим и многие другие. Участники форума постарались найти определение «народу Сунны и суннитской общине» в свете распространения такфиристско-ваххабитского терроризма, адепты которого заявляют, что они представляют ислам и пытаются позиционировать себя как законные представители суннизма. В заключительном заявлении участники конференции говорят, что людьми суннизма являются ашариты и матуриды (представители влиятельных направлений в суннизме) – они принадлежат к суннитской общине как на уровне учения, так и в том, что касается их четырех школ суннитской юриспруденции», а также суфии – «и в области знания, и в области морали и этики». Что касается последователей салафитского ваххабизма, который проповедуется в Саудовской Аравии, то он в список «народа суннизма» не включен. Это течения ислама, говорится в заявлении, исключено из списка в связи с необходимостью радикальных изменений с целью восстановления истинного значения суннизма, учитывая, что это понятие претерпело опасную деформацию из-за попыток экстремистов уничтожить его смысл и свести его к их собственному пониманию». Такая жесткая линия и откровенные антиваххабитские взгляды не новы, но впервые они выражены столь открыто. В прошлом году в Мекке верховный имам Аль-Азхара призвал к реформе ислама, которая исключила бы фундаменталистские интерпретации с их «ложным и двусмысленными», а также оправдывающими насилие идеями. Путь реформы ислама в ходе конференции в Грозном был выдвинут ряд предложений по корректировке современных течений в исламе. Одно из предложений состоит в том, чтобы создать в России телевизионный канал, который бы противостоял «Аль-Джазире» и «доносил до людей правдивое послание об исламе и о борьбе с экстремизмом и терроризмом». Также было рекомендовано создать «в Чечне научный центр, который занялся бы мониторингом и изучением современных групп… и опровергал и научно критиковал экстремистскую мысль». Было предложено назвать этот центр «Табсир» (ясновидение). Также прозвучало предложение «возвратиться к школам великого знания» (престижным «Аль-Азхару» в Египте, «Аль-Карауину» в Марокко, «Зейтуне» в Тунисе), исключая саудовские религиозные школы – в частности, Исламский университет в Медине. Наконец было предложено создать стипендии для тех, кто заинтересован в изучении шариата, тем самым найдя альтернативу саудовскому финансированию.
 Ваххабизм зародился в XVIII веке. Это радикальное и буквалистское суннитское учение, основанное Мухаммедом ибн Абд-аль-Ваххабом, было взято на вооружение основателем саудовского королевства Мухаммедом ибн Саудом. Оно предполагает применение насилия по отношению ко всем врагам ислама, в том числе к мусульманам, не разделяющим ваххабитские взгляды (такфиризм). Саудовская Аравия, в особенности начиная с 70-х годов прошлого века, начала прозелитические кампании в Азии и Африке (а позже и в Европе) с целью распространения этой интерпретации ислама: она стала строить мечети и коранические школы, посылать своих проповедников. Саудовская Аравия поспешно отреагировала на заявление [конференции в Грозном]. Ливанская газета «Аль-Манар» написала о беспрецедентной кампании в СМИ, построенной на обыгрывании темы патриотизма и защиты «нашей нации». Одна из целей – очернить Ахмеда Ат-Таиба путем заявлений о том, что верховный имам «Аль-Азхара «долгое время» питался мудростью саудовских улемов, «а теперь» вступил в союз… с Путиным, который хочет исключить Саудовскую Аравию из мусульманского мира». Форум в Грозном был назван «печальным событием», а президент Чечни Рамзан Кадыров, который выступил в качестве принимающей стороны, был охарактеризован как «ненормальный суфий». Имам и проповедник мечети короля Халеда в Эр-Рияде заявил: «Чеченская конференция должна стать призывом к пробуждению: мир готов сжечь нас на костре».
 Комментарии: 
Беседуя с AsiaNews о конференции в Грозном, исламовед, священник-иезуит Самир Халиль не скрывал своего удовлетворения. «Наконец-то! -- заявил он. – Поистине, это экстраординарное событие. Кажется, Египет наконец начал это дело. Во всяком случае, создается впечатление, что «Аль-Азхар» наконец дает ответ на призыв президента Ас-Сиси, сделанный в декабре 2014. (Тогда, беседуя с мусульманскими учеными из каирского университета Аль-Азхар, Ас-Сиси призвал совершить «религиозную революцию» с целью покончить с фанатизмом и распространить «более просвещенные взгляды на мир». – ред.) «Также интересно, что форум состоялся в Грозном, в исламском городе с населением около 300 000, столице Чечни, в светской России. Но самое необычное – это состав участников конференции: многие из них связаны с ваххабизмом!» - добавил о. Самир Халиль. По причине последнего обстоятельства мусульманам может показаться, что как «развод» суннизма и ваххабизма не столь очевиден. «Если внимательно и скрупулезно проанализировать суннизм, мы не увидим никаких фундаментальных различий между первым и вторым, -- считает мусульманский лингвист и исламовед Камель Абдеррахмани. – Несмотря на «развод», [состоявшийся в Грозном], я глубоко уверен, что суннизм и ваххабизм – одно и то же. Единственное, в чем они различаются, – это название».

Комментариев нет:

Отправить комментарий