ВАДЖРАЯНА (тантраяна)

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Цзонхава. Бурятская скульптура нач. XIX в. (www.rgo-sib.ru)

ВАДЖРАЯНА (тантраяна): "Алмазная колесница" - эзотерическое течение в буддизме махаяны, появившееся около V в. н.э., возводящее себя к сокровенному учению Будды и других будд, бодхисаттв и йогинов. Особые писания ваджраяны - тантры, например, Калачакра Тантра. Их основное учение об Ади-Будде, что значит Будде Изначальном, бывшем прежде всего, единстве всех будд и бодхисаттв, составляющих абсолютное тело (дхармакаю) Будды. Для достижения Нирваны в течение одной жизни важны инициации от учителя (ламы). Духовная практика требует концентрации на Иштадэвате (тиб. "Идам") - одном из Будд, богов, бодхисаттв или учителей и самоотождествлении с ним (например, Дхьяни-будды, Авалокитешвара и Тара). Ваджраяна появилась еще в Индии, но получила особую разработку в Тибете, почему часто именуется тибетским буддизмом, где сложились его 4 школы: Ньингма, Сакья, Кагью и Гелугпа. Ньингма (школа "старых переводов") связана с первой волной буддизма в Тибете VIII в. под водительством Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) без крупных монастырей, через семейные и мирские группы, через переосмысление местной религии бон в форме учения о пустоте). В XI в. возникает школа Сакья с одноименным монастырем, основанном Контаном Кончок Гьялпо, он следовал новым переводам и особо развивал йогу (глава получил титул Сакья Тридзин). Гампопа в XII в. основал монастырь Гампо, дав начало школе Кагью с учением о феноменальности мира и ума и особой преданностью учителю, которая впоследствии разделилась на ряд линий (одна из них - Карма Кагью возглавляется Кармапой). Последняя школа, Гелугпа ("Добродетель") основан Чже Цонкапой (Цзонхавой) в XIV в. в монастыре Ганден, он ввел более строгие монашеские правила и большее внимание уделил не философии, а морали (возглавляет школу Ганден Трипа, принадлежащий к Гелугпа Далай-лама призван покровительствовать всему тибетскому буддизму). Собранием священных писаний на тибетском языке является Ганджур, а преданий - Данджур. Помимо Тибета и Гималаев ваджраяна распространена в Монголии, части России, есть отдельные школы в Китае и Японии. Хотя на раннем этапе Монгольской империи буддизм представляли школы Сакья и Кагью, позднее правители Джунгарии в 1640 г. на общемонгольском съезде приняли Степное Уложение, среди прочего установившее буддизм школы Гелугпа в качестве государственного, вследствие этого калмыки, буряты и тувинцы в основном являются приверженцами именно этой школы, хотя имеются и учителя иных школ (например, Шулуутайский монастырь Бурятии в нач. ХХ в. принадлежал к школе Ньингма).
■ Традиционная буддийская Сангха России (ТБСР) (sangharussia.ru) - объединение бурятских монастырей школы Гелугпа, являющееся продолжателем Центрального духовного управления буддистов СССР и РФ (переименовано в 1997); возглавляется Пандито Хамбо-ламой с резиденцией в Иволгинском дацане (с. Верхняя Иволга, Бурятия), высший орган - Совет (Хурал), в юрисдикции ТБСР Дацан Гунзэчойнэй (1915) в Петербурге; является членом Всемирного братства буддистов; в 1999 в дацане открыт Буддийский университет „Даши Чойнхорлин“ имени Дамба Даржа Заяева с философским, тантрическим, иконографическим и медицинским факультетами;
■ Объединение буддистов Тувы (ОБТ) (dharmatuva.ru) - объединение монастырей и общин школы Гелугпа, возглавляемое Камбы-ламой (титул существовал еще до вхождения Тувы в состав России); организация создана на съезде в 1991 как ЦБРО Управление Камбы-ламы Республики Тыва, переименована в 2010, центр в г. Кызыл;
■ Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) (khurul.ru savetibet.ru) - объединение монастырей и общин преимущественно школы Гелугпа, возглавляемое Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии и Президентом ОБК, Тэло Тулку Ринпоче - американцем калмыцкого происхождения, почетным представителем Далай-ламы в России и Монголии; учреждено на конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 с центром в Элисте, в Москве с ним связаны Центр тибетской культуры и информации (1993) и фонд "Сохраним Тибет";
■ Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) - новое всероссийское объединение общин и центров Бурятии, Калмыкии, Москвы, Петербурга и др., не являющееся правопреемником ЦДУБ СССР, отделилось в 2005 от ТБСР;
 "Дже Цонкапа" (geshe.ru) - объединение буддистов школы Гелугпа (подчеркивающее свою несектарность) учеников проживающего в России геше (д-ра) Джампа Тинлея, приехавшего в Россию в 1993 как представитель Далай-ламы XIV (в 2004 отказался от монашеских обетов), организовавшего ряд центров (Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, Петербург, Уфа, Элиста, Кызыл, Новосибирск, Литва, Казахстан, Монголия), объединившихся в 2013, центр - Байкальский медитационный центр (с. Заречье Кабанского р-на, Бурятия), тесно сотрудничает с главой буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX;
■ Дацан "Ринпоче Багша" (yelo-rinpoche.ru) - независимый центр школы Гелугпа в Улан-Удэ, основатель - Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV), тулку, геше-лхарамб (д-р), проповедующий по всей России (напр., есть ученики в Петербурге), вместительный дацан открылся в 2004 С благословения Далай-ламы XIV;
■ Российские группы "Путь Бодхи" (bodhipath-russia.org) - отделение международной организации, созданной главами одной из линий школы Кагью - Карма Кагью XIV-м Шамаром Ринпоче и XVII-м Кармапой; центры в Москве, Петербурге и Курске не являясь монастырями помогают освоить медитацию, организуют визиты учителей и др.;
■ Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью (buddhism.ru) - отделение международной немонашеской ассоциации последователей школы Карма Кагью; в России создана в 1993, хотя первая община появилась в Ленинграде в 1989; органы управления: Президент, Конференция представителей Центров, Совет, постоянным членом
Совета и Духовным Главой является датский Лама Оле Нидал, российский центр в Петербурге;
■ Буддийский Центр Падмасамбхавы в России (padmasambhava.ru) - отделение международного центра шклы Ньингма, основанный за рубежом в 1988 с центром в монастыре Падма Сангье Линг в США и уже в 1991 в Москве тибетскими учеными, братьями Кхенченом Палден Шерабом Ринпоче (одним из лидеров Центрального Института Высшего Тибетского
Образования в Сарнатхе, Индия) и Кхенпо Цевангом Донгьялом Ринпоче; центры в Москве и Элисте, в Калмыкии имеет также монастырь;
■ Международная Дзогчен-община (kunsangar.org) - российские общины объединения, принадлежащего к школе Ньингма; основана тибетским ученым Чогьялом Намкаем Норбу в Италии в 1981, структура объединяет автономные региональные мировые гары (Россия составляет Северный Кунсангар и Южный Кунсангар); Московская Дзогчен-община Ринченлинг основана в 1992, после первого визита Ринпоче в Москву, зарегистрирована в 1993, входит в состав Объединения традиционных буддийских общин Москвы, имеет крупный ретрит-центр в Подмосковье - Кунпэнлинг, есть общины в других городах;
■ Буддийский Центр Рипа (ripa-center.ru) - представительство Линии Рипа (Ripa Internasional) с центром в Швейцарии; линия Рипа возникла в Тибете в XII в. и относится к школе Ньингма и отчасти Кагью, действующим главой Линии Рипа является Тертон Кьябдже Намка Дриме Рабджам Ринпоче; российские центры расположены в Москве, Петербурге и Калмыкии;
■ Московский центр линии Сакья "Цечен Намгьял Линг" (sakya.moscow) - центр одной из линий школы Сакья, основанной в XV в. Дзонгпой Кунга Намгьялом, создан в 2010 с благословения Сакья Тризина Ринпоче, главы школы с резиденцией в Массури (Уттаракханд, Индия), посетившим Россию в 1995, аналогичный центр есть в Калмыкии;
■Центр "Бон Шен Линг" (aha.ru/~bon/) - Юндрунг (или Вечный) Бон - древняя религия Тибета, впоследствии смешавшаяся с буддизмом, основателем считается Шераб Мивоче из Средней Азии, учение схоже с Ньингма и часто Бон расценивают как пятую школу тибетского буддизма; духовным главой всего Бон является Менри Тридзин Римпоче - настоятель монастыря Менри в Тибете, российский центр был основан геше (д-р) Ньима Дагпа Римпоче, настоятелем монастыря Лхати в Кхаме (Днге), Тибет, посетившим Москву в 1999 /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Храм-Дворец Хамбо-ламы Итигэлова 2008 Иволгинский дацан (www.wikimedia.org)

Золотая обитель Будды Шакьямуни 2005 Элиста (www.wikimedia.org)

В дацане Ринпоче Багша 2004 Улан-Удэ (www.yelo-rinpoche.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения