Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
![]() |
Молитвенный дом пятидесятников 1999 Лесосибирск. Почтовая марка России (www.wikimedia.org) |
ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО и ХАРИЗМАТЫ: Новое движение в протестантизме, проповедующее для спасения крещение Св. Духом и обретение святых даров, подобных описанным в Библии. Религиозные собрания помимо обычной проповеди и пения псалмов, включают экстатические глоссолалии (говорение на иноязыках), пророчества, исцеления, а в новых харизматических церквях еще и падения, святой смех и т.п. (харизматы менее следуют учению о благословениях и более экстатичны). Некоторые из этих практик уже присутствовали прежде в таких группах, как шэйкеры, ирвингиане и особо русские христововеры, также важно учение методистов и движения святости о двойном благословении, уже в рамках которого Б.Х. Ирвин стал учить о третьей ступени - "крещении огнем", основав в 1895 г. в Айове "Церковь святости крещенных огнем" (ныне Международная пятидесятническая церковь святости), а в возникшем в русле перфекционизма еще в 1886 "Христианском союзе" (ставшем впоследствии пятидесятнической "Церковью Бога" (Кливленд, Тенесси)) с 1896 г. начала практиковаться глоссолалия; но собственно пятидесятничество появилось в библейском колледже "Вефиль" (г. Торика, Канзас, США) методистского пастора Ч.Ф. Пархэма, где вечером 31 декабря 1900 г. одна из учениц заговорила на китайском. В течение ХХ в. пятидесятничество, включая харизматов, превратилось в самое популярное течение протестантизма. Межцерковным наднациональным объединением является Всемирное пятидесятническое братство (Pentecostal World Fellowship). Доктринально пятидесятники делятся на тринитариев и унитариев (единственников), отрицающих догмат о Троице и крестящих во имя только Иисуса Христа (за это выступил в 1913 г. на одном из съездов лидеров пятидесятнических церквей близ Лос-Анджелеса канадец Р. Е. Мак-Алистер, позднее вернувшийся к тринитаризму, ему последовал пастор Ф.Дж. Эварт и крестил и перекрестился сам 15 апреля 1915, эта идея сходна с учением Э. Сведенборга), есть и отличия в количестве благословений на пути к крещению Духом. В Российскую империю, а точнее в Финляндию, первый миссионер, пятидесятник-тринитарий американец Т. Барратт приехал из Скандинавии в 1906 в Финляндию, в 1911 г. по приглашению лютеранской лестадианской общины он и Л. Петрус приехали в Гельсингфорс (Хельсинки), их приглашают посетить и русскоязычную общину евангельских христиан пастор А.И. Иванов (1880-1931), выпускник Лондонского библейского колледжа, и его помощник Н.П. Смородин (1875-1953), в 1913 миссинеры вновь были приглашены в русскую общину, с этого момента отдельная пятидесятническая община уже существует. После начала войны, в 1915 Иванов и Смородин переезжают в Выборг, где также складывается община, но с критикой нового движения выступили, как руководство союза евангельских христиан, так и православная церковь, по причине последней пацифист Иванов был сослан, а собрания запрещены. В этом же году Смородин встречается в России с американским пятидесятником из Ассамблей Бога ассирийского происхождения Э.Д. Уршаном (1884-1967), возвращающимся из миссионерской поездки в Персию и проповедующим на Кавказе и в Петербурге уже унитарианство; на Пасху 23 апреля 1916 г. на Черной речке под Петроградом Уршан перекрещивается и крестит других во имя Иисуса, так в 1916 в Петрограде Смородиным создается община Евангельских Христиан в Духе Апостолов (регистрируется в 1918 во главе с вернувшимся Ивановым), общины единственников до революции появились в Новгородской, Витебской, Тверской, Вятской и Московской губерниях, Баку, Тифлисе, Батуми и Сухуми, Польше и Эстонии. Вскоре появляются пятидесятники-тринитарии из Ассамблей Бога (Спрингфилд, Миссури) и Церкви Бога (Кливленд, Тенесси). В 1919 г. в Нью-Йорке возникает русская община пятидесятников, а в 1920 в Филадельфии организуется Пятидесятническая русская миссия, основатель ее, бывший баптист, И.Е. Воронаев в 1920 совершает миссионерскую поездку в Болгарию, а с 1921 прибывает в общину евангельских христиан Одессы, в 1924 создает Одесский областной, а в 1925 Всеукраинский Союз христиан евангельской веры - ХЕВ (принимается "Краткое вероучение христиан евангельской веры (Pentecost – пятидесятников)"), и т.к. миссия распространилась практически по всей России, Второй Всеукраинский съезд ХЕВ 1926 г. перенес центр в Москву, однако уже в 1929 Союз был ликвидирован властями. После присоединения западных областей в стране оказались общины Христиан веры евангельской (ХВЕ) в Польше: в 1919 г. в Тернопольскую и Хмельницкую области вернулись после работы в США и уверовавшие П.А. Ильчук, Д.Е. Романюк и др., в 1924 в г. Кременец на Тернопольщине был учрежден Союз Христиан Евангельской Веры в Польше под председательством И.А. Гериса (Герасевича) из Церкви Бога (Кливленд, Тенесси), а в 1928 Ассамблеями Бога была организована "Русская и Восточно-Европейская миссия" (Чикаго, ныне Eurovision в Кларемонт, Калифорния) с канцелярией и курсами/институтом в вольном Данциге (Г.Г. Шмидт, Д. Джи и др.) с целью объединения русских, украинских, белорусских, польских и немецких церквей, единый Всепольский Союз христиан веры евангельской (Союз ХВЕ) учрежден в 1929 с центром в Лодзи. Там же на Западной Украине в 1920-е гг. появились общины субботствующих пятидесятников ("евангельские христиане-субботники, крещенные Духом Святым"), первоначально бывшие последователями миссии "Церкви Бога" (Кливленд, Тенесси), а в 30-е гг. - "Евангельские христиане святые сионисты" пророка И.П. Мурашко с акцентом на учении о Сионе. В 1942 г. в оккупированном немцами г. Пятихатки Днепропетровской области состоялся съезд на котором было провозглашено воссоздание Епископальной церкви ХЕВ, другой центр ХВЕ в военные годы находился в Барановичах Брестской области (зарегистрирован в 1943 как Консистория церкви христиан веры евангельской). В 1945 г. под давлением советских властей часть пятидесятников-тринитариев присоединилась к легальному союзу баптистов, а в 1947 - смородинцы, при этом они обещали не практиковать говорение на языках в общих собраниях (эта идея практически полностью повторяла политику нацистов в Германии по объединению всех пятидесятников с баптистами). Большинство же общин, особенно российских, отказалось и ушло в подполье, в 1956 г. их харьковский съезд провозгласил существующим и независимым нерегистрированный союз ХВЕ. Власти в свою очередь Инструкцией 1961 г. прямо запретили регистрировать изуверские секты, в т.ч. пятидесятников, лишь с 1968 началась регистрация отдельных местных общин (до перестройки легализовалось около 200), опять же обещавших не практиковать глоссолалию, но и в этот период большинство общин отказалось, продолжая подпольные службы, распавшись на киевское и московское "братства". В 1989 г. большинство общин пятидесятников выходит из ВС ЕХБ, с 1990 начинается время свободного самоопределения, как зарегистрированных ранее, так и незарегистрированных общин. С 1985 идет распространение в России харизматизма - в Гатчину (Ленинградская обл.), а затем Хакассию начинает приезжать шведский пастор из церкви "Слово Жизни" (представляющая "Движение веры"), в Абакане создается библейская школа.
■ Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской России (ОЦХВЕ России) (ochve.ru) - объединение нерегистрированных общин пятидесятников России, сохраняющих принцип независимости от властей с советских лет; в 1992 в Москве первый легальный съезд общин всех бывших советских республик (при содействии "Церкви Бога, Кливленд, Теннесси") решил принять название церкви (ОЦХВЕ) и структуру управления (Съезд епископов церкви раз в 2-3 года, избирающий Правление совета епископов и начальствующего епископа, избранного с Украины); юридическим представителем Церкви по России стала выступать "Российская Ассоциация Миссий зристиан веры евангельской" (РАМХВЕ) со своими конференцией, советом и Директором; в силу сложностей в межгосударственных отношениях решено создать ОЦХВЕ России, ОЦХВЕ в Республике Беларусь и др., российский начальствующий епископ живет под Петербургом, в России действуют около 500 общин и Рыбницкий библейский колледж;
■ Российская Церковь христиан веры евангельской пятидесятников (РЦХВЕ) (rchve.ru) - консервативное объединение пятидесятников, ассоциированное с Всемирным братством Ассамблей Бога (World Assemblies of God Fellowship), созданное в 1990 на I cъезде Союза Христиан Веры Евангельской РСФСР (переименован в РЦХВЕ в 2004, в 2020 добавлено - "пятидесятников") в основном зарегистрированными общинами пятидесятников, покинувших союз баптистов (ЕХБ), тогда же на Украине была учреждена именуемая ныне "Украинская Церковь Христиан Веры Евангельской"; центр в Москве, управляется Съездом, Советом Союза, Председателем и Начальствующим Епископом; имеет около 2 тыс. общин и 3 теологических института;
■ Российские Ассамблеи Бога Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (russian-assemblies.org) - консервативное объединение, входящее во Всемирное братство Ассамблей Бога (World Assemblies of God Fellowship) (возникло в Америке еще в 1914, прежний центр в Спрингфилд, Миссури, сейчас единого центра нет, - наибольшая церковь после католической и русской), основанное в России в 1993 как новый независимый союз общин от РЦХВЕ, хотя сами Ассамблеи Бога стояли у истоков пятидесятничества в России;
■ Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) (cef.ru) - объединение 25 автономных ассоциаций преимущественно харизматического тринитарного направления ("Церковь Божия", "Полное Евангелие", "РЕМА", "Виноградник", "Роса", "Ассоциация христиан веры евангельской (пятидесятников) Церкви веры" из шведской церкви "Слово жизни", и др.), частью вышедших в 1995 из ОЦХВЕ (их лидер был рукоположен в "Церкви Бога, Кливленд, Теннесси", что было расценено в ОЦХВЕ как нарушение договоренностей); зарегистрирован в 1995 как Российский Союз христиан веры евангельской "Церковь Божия", позднее переименованный в РОСХВЕ, с центром в Москве и руководящими Генеральной Конференцией, Правлением, Председателем и Начальствующим Епископом; входит около 1,5 тыс. общин;
■ Божья Церковь России (cogop.org) - российское отделение всемирной Церкви Бога пророчеств (Church of God of Prophecy, COGOP) с центром в Кливленде (Тенесси, США), отделилась от в 1923 от расположенной там же Церкви Бога, когда основатель последней А.Д. Томлинсон был отстранен от руководства, Первоначально Церквовь использовала то же название, но в 1952 была вынуждена сменить его на новое, с 2004 этими церквами ведутся переговоры о воссоединении; Церковь управляется епископами, в частности епископом стран Европы, СНГ, Ближнего и Среднего Востока (Германия), в 1998 на Украине была образована Божья Церковь ХВЕУ, а вскоре и Церковь в России, возглавляемая Национальным епископом России;
■ Божья Церковь России (cogop.org) - российское отделение всемирной Церкви Бога пророчеств (Church of God of Prophecy, COGOP) с центром в Кливленде (Тенесси, США), отделилась от в 1923 от расположенной там же Церкви Бога, когда основатель последней А.Д. Томлинсон был отстранен от руководства, Первоначально Церквовь использовала то же название, но в 1952 была вынуждена сменить его на новое, с 2004 этими церквами ведутся переговоры о воссоединении; Церковь управляется епископами, в частности епископом стран Европы, СНГ, Ближнего и Среднего Востока (Германия), в 1998 на Украине была образована Божья Церковь ХВЕУ, а вскоре и Церковь в России, возглавляемая Национальным епископом России;
■ Союз Церквей Евангельских Христиан в Духе Апостолов (СЦЕХДА) (mbv.spb.ru) - объединение пятидесятников-единственников харизматического толка, восходящее к первой пятидесятнической церкви ЕХвДА в Хельсинки (1913), Выборге (1915) и Петрограде (1916), которые в 1947 (в основном лишь из Ленинграда и Москвы) вошли в ВСЕХБ, но в 1978 ленинградская община была зарегистрирована в качестве автономной и в 1979 в п. Парголово в Ленинграде был приобретен молитвенный дом, в 1990 создана Миссия "Благая Весть", в 2004 вошли на правах автономии в состав харизматического РОСХВЕ, также член международного унитаристского объединения, существующего с 1971, Апостольское Всемирное Христианское Сообщество (Apostolic World Christian Fellowship, AWCF) с центром в Эвансвилл (Индиана, США); руководит организацией Первый Пресвитер, центр в Петербурге, имеет около 20 общин в Петербурге, Ленинградской и Псковской обл., Липецке, Удмуртии, Ростове-на-Дону, Майкопе, Белоруссии (Брестская и Гомельская обл.), Эстонии (Таллин), Казахстане (Караганда) (не все из них входят официально), есть также Духовная академия (заочная); сотрудничает с выделившейся из Союза в 2015 Миссией "Свет Христа" (также членом РОСХВЕ);
■ Объединение Евангельских Христиан в Духе Апостолов (ОЕХвДА) (ehvda.ru) - консервативная церковь пятидесятников-единственников, отделившаяся от СЦЕХДА в 2001, в 2003 зарегистрирована Церковь ЕХвДА "Провозвестница" в прежнем центре Союза, п. Парголово (Выборгский р-н Петербурга), а в 2007 регистрируется собственно ОЕХвДА, управляется Старшим пресвитером, есть общины в Москве, В. Луках (Псковская обл.), Торопце (Тверская обл.) и др.;
■ Союз церквей евангельских христиан-субботников, крещенных Духом Святым - неформальное объединение общин субботствующих пятидесятников Украины, России и Прибалтики - особой деноминации, возникшей в 1920-е на Западной Украине (тогдашняя территория Польши и Чехословакии); первоначально верующие были последователями миссии "Церкви Бога" (Кливленд, Тенесси), центром миссии стал г. Кременец Тернопольской обл., где Д.А. Герасевич (брат И. Гериса) издавал с 1935 журнал "Будівничий Церкви Божої" и был лидером оппозиционного крыла "Церковь Божия (духовные)" внутри Всепольского Союза ХВЕ, и в виду того, что многие верующие были бывшими адвентистами седьмого дня в общинах, сохраняя учение о трех благословениях, стала соблюдаться суббота, другой особенностью стал обычай братского целования с лицами обоих полов, в 1930-е имели место призывы к переселению на Сион; в советские годы церкви были на нелегальном положении, но и ныне отказываются от госрегистрации, большинство общин в Закарпатской и Тернопольской обл. Украины, в России в основном в Краснодарском крае, посредством ссыльных возникли группы в Сибири;
■ Церковь Хиллсонг (hillsong.com/ru/ukraine/) - харизматическая церковь с теологией процветания, создана в 1983 в Сиднее (Австралия), известна записями своих поп-песен, попадавших в хит парады, возглавляется супружеской четой старших пасторов, по отдельным странам есть лидирующие пасторы, первые автономные зарубежные отделения появились в Лондоне, Кейптауне и Киеве, с 2007 собрания проходят и в Москве /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
■ Объединение Евангельских Христиан в Духе Апостолов (ОЕХвДА) (ehvda.ru) - консервативная церковь пятидесятников-единственников, отделившаяся от СЦЕХДА в 2001, в 2003 зарегистрирована Церковь ЕХвДА "Провозвестница" в прежнем центре Союза, п. Парголово (Выборгский р-н Петербурга), а в 2007 регистрируется собственно ОЕХвДА, управляется Старшим пресвитером, есть общины в Москве, В. Луках (Псковская обл.), Торопце (Тверская обл.) и др.;
■ Союз церквей евангельских христиан-субботников, крещенных Духом Святым - неформальное объединение общин субботствующих пятидесятников Украины, России и Прибалтики - особой деноминации, возникшей в 1920-е на Западной Украине (тогдашняя территория Польши и Чехословакии); первоначально верующие были последователями миссии "Церкви Бога" (Кливленд, Тенесси), центром миссии стал г. Кременец Тернопольской обл., где Д.А. Герасевич (брат И. Гериса) издавал с 1935 журнал "Будівничий Церкви Божої" и был лидером оппозиционного крыла "Церковь Божия (духовные)" внутри Всепольского Союза ХВЕ, и в виду того, что многие верующие были бывшими адвентистами седьмого дня в общинах, сохраняя учение о трех благословениях, стала соблюдаться суббота, другой особенностью стал обычай братского целования с лицами обоих полов, в 1930-е имели место призывы к переселению на Сион; в советские годы церкви были на нелегальном положении, но и ныне отказываются от госрегистрации, большинство общин в Закарпатской и Тернопольской обл. Украины, в России в основном в Краснодарском крае, посредством ссыльных возникли группы в Сибири;
■ Церковь Хиллсонг (hillsong.com/ru/ukraine/) - харизматическая церковь с теологией процветания, создана в 1983 в Сиднее (Австралия), известна записями своих поп-песен, попадавших в хит парады, возглавляется супружеской четой старших пасторов, по отдельным странам есть лидирующие пасторы, первые автономные зарубежные отделения появились в Лондоне, Кейптауне и Киеве, с 2007 собрания проходят и в Москве /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
![]() |
Дом молитвы Церкви "Новый Завет" (РЦХВЕ), прежде Дворец культуры им. Ленина, Пермь (www.properm.ru) |
![]() |
Собрание пятидесятников РОСХВЕ (www.baznica.info) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий