СУФИИ / SUFIS

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

СУФИИ: Суфизм, или Тасаввуф, - мистическое и отчасти монашеское движение в исламе, преимущественно внутри суннизма, продолжающее практики раннеисламских аскетов-захидов. Имеет собственное богословие (часто пантеистическое - учение о единстве бытия Вихдатул Вуджуд) духовного совершенствования, где шариат есть лишь первая ступень в ряду шариат-тарикат-хакикат (просветление), и духовную иерархию, параллельную обычной. Крупными мыслителями и практиками суфизма были ученые аль-Газали ("Возрождение наук о вере") и Ибн Араби ("Мекканские откровения"), поэты аль-Фарид ("Большая касыда") и Джалаладдин Руми ("Маснави"). Особое значение придается отношениям между Учителем (Шейхом, Муршидом) и учеником (мюридом, дервишем). Суфийские монастыри (ханки и завии) служили местом временного или постоянного пребывания братьев. Имеется 12 основных суфийских орденов (тарикатов) с собственными линиями учительской преемственности, восходящих к Пророку. В России суфии играли важную роль в распространении ислама (уже в первой пол. XII в. дагестанец Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди написал книгу "Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик" (Базилик истин и сад тонкостей)), в Поволжье с XIII в. распространились тарикаты Ясавия и Накшбандия (предположительно также Кубравия и Бекташи), в частности через среднеазиатских проповедников-суфиев ислам узнали в Сибирском ханстве, но в настоящее время суфийские братства (вирды) - линии внутри тарикатов по именам их родоначпльников - имеются в основном в Чечне, Ингушетии и Дагестане (тарикаты кадырия, накшбандия и шазилия). Шейх мог быть посвящен в двух и более тарикатах, как в случае с учителями Шазилия-Накшбандия.
Тарикат Кадырия - суфийский орден, основанный персом-ханбалитом  Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077-1166), который практиковал громкий зикр (захр) и основное внимание уделял не богословию, но морали, всемирный центр в Багдаде (на Кавказе представлен вирдами, основанными устазами чеченцем Кунта-хаджи Кишиевым (хаджи-мюридия) и ингушем Батал-Хаджи Белхороевым (баталхаджинцы), практикующими круговые радения-джахр, часто в качестве обеденного намаза после пятничной молитвы); именно мюриды этого тариката были на начальном этапе опорой независимости Чеченской Республики, позднее, после ваххабизации режима, их же представители возглавили оппозицию и интеграцию с Россией;
Тарикат Накшбандия - орден, наибольший из всех, его основатель Бахауддин Накшбанд ал-Бухари (1318-1389) отменил громкий зикр и танцы в пользу тихого зикра (кхафи) с дыхательной техникой; на Кавказе представлены вирды, основанные дагестано-чеченским устазом Ташу-хаджи и чеченским устазом Дени-шейхом Арсановым (во время Кавказской войны XIX в. их мюриды были наиболее активными участниками сопротивления), среди татар и башкир тарикат возрождается в традиции башкирского шейха Зайнуллы Расулева;
Тарикат Шазилия - суфийский орден, основанный шейхом Абуль-Хасаном аш-Шазали (1196-1258) из Марокко, основной акцент делается на борьбе с нафсом и внутреннем самосовершенствовании, важную роль в котором играет регулярное однодневное уединение (хальва) и пост, громкий зикр сочетается с тихим (на Кавказе представлен вирдом дагестанского шейха Сайфуллы-кади Башларова, учителем которого был также шейх накшбандийя Зайнулла Расулев, приверженцы вирда преобладают в руководстве Муфтията Дагестана);
Суфийский орден Ниматуллахи (nimatullahi.sufism.ru prt.sufism.ru) - персидское братство, основанное выходцем из Сирии, саидом, Шахом Ниматуллой Вали (1330-1431), поселившимся в иранском г. Механ и воспевшим в стихах путь любви; орден, первоначально суннитский, но ставший шиитским, распространился также в Индии, в XIX в. распался на три течения, глава (кутб, мастер) того, что назывался "мунаввар али-шах", д-р психиатрии, проф. Джавад Нурбахш (1926-2008) в 1979 эмигрировал в США, а после в Великобританию, сделал орден популярным и на Западе (первая ханака возникла в Сан-Франциско еще в 1975, ныне общины есть в Европе, Австралии и Африке); братство со времен основателя отличало отрицание нетерпимости, затворничества (сам Ниматулла занимался земледелием), особых одежд, употребление гашиша, суфийских танцев и пения в пользу внутреннего зикра и медитации (хотя практикуется и своя форма радения), где на равных участвуют мужчины и женщины, во главе каждой ханаки стоит шейх; в России ханаки есть в Москве с 2004 и Петербурге с 2006 (есть последователи, в основном из русской среды, в Туле, Волгограде и др.), с 2005 международный журнал "Суфий" издается и на русском;
Суфийский Орден Инайяти (Sufi Order Inayati) (inayatiorder.org) - неосуфийский универсалистский орден, не акцентирующий свою исламскую принадлежность, основан всемирно известным индийским пиром и музыкантом Хазрат Инайят Ханом (1882-1927) ордена Чисшия из Карнатака в 1917 в Лондоне, он отправился в 1910 в США и Европу (в т.ч. прожил 7 месяцев в 1913-1914 в России и до 1921 переписывался с российскими учениками); после его смерти движение последователей раскололось, и сын основателя, Пир Вилайят в 1957 сделал, называвшийся до 2016, Международный Суфийский Орден независимым с центром в Сюрен (Франция) и экопоселении Абод (Новый Ливан, Нью-Йорк, США); практикуется зикр и универсальное богослужение для людей всех религий, построены несколько храмов-универсалий, отделения открыты в США, Европе, Индии, Японии, Австралии и Новой Зеландии, России и др.;
Международное Суфийское Движение (Sufi Movement International) (sufimovement.ru) - неосуфийское универсалистское братство, основатель в 1923 - Хазрат Инайят Хан (1882-1927) - индийский пир, музыкант и мыслитель, проповедовавший суфизм как универсальный путь к всемирному братству, практикуется зикр и суфи-йога; Движение (во главе с Генеральным Представителем и Советом Пир-о-Муршида) вместе с Международным Суфийским Орденом Руханият составляет основанную в 1997 Федерацию Суфийского Движения, центр в Гааге (Нидерланды), национальные отделения существуют в США, Европе, Австралии и др. странах, в т.ч. построены 3 храма-универсалии, в России действует в основном среди русских /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Зиярат Сайфуллы-кади, Верхнее казанище Дагестан (www.iknigi.net)

Зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, Хаджи-Эвла Чечня (www.adminvedeno.ru)
Суфийский зикр джахр (www.onkavkaz.com)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения