Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
ШИИТЫ (имамиты и исмаилиты): Является вторым по численности течением ислама после суннитов. Они верят, что право халифа (имама) принадлежит только "людям дома" (Ахлюль Бейт), т.е. потомкам дочери пророка Мухаммеда Фатимы и ее мужа и двоюродного брата пророка, Али Абу Талиба. Поскольку имамы из рода пророка очищены Аллахом от греха, непогрешимы, свободны от ошибки (машум) и есть вместилище "Божественного света". Пять столпов веры шиитов: 1) Единый Бог (Таухид); 2) Высшая Справедливость (Адль); 3) Пророки; 4) Имамы и 5) Судный день (Маад). Шииты имеют собственные сборники хадисов о пророке. Шииты и сунниты разделились после битвы при Кербала в 680 г., когда погибло много родственников Пророка. Впоследствии возник ряд независимых шиитских течений, крайние из них по сути обожествляли Али (например, алавиты и друзы). Шииты являются религиозным большинством в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. В России шиизм исповедуют в основном азербайджанцы, таты и часть лезгин в Дагестане (аул Мискинджа и г. Дербент) и астраханских татар (шииты-имамиты), а также памирцы (шииты-исмаилиты). Шиитский Азербайджан вошел в Российскую империю в нач. XIX в.; шиитские Персидские мечети были построены на средства Персидского общества в 1860 г. в Астрахани и ок. 1870 во Владикавказе. Течение шиитов-имамитов (двунадесятников) - умеренное крыло шиизма, согласно которому в мире было 12 истинных Имамов, потомков Пророка, а двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан является "скрытым" и явится в последние времена как мессия-махди. Основатель их правового мазхаба - Имам VI Джафар ас-Садык (702-765), автор Толкования Корана и др., учитель не только шиитов, но также и отдельных первых правоведов-суннитов. Источники права мазхаба джафаритов: 1) Коран; 2) сунна; 3) иджма (согласное мнение ученых) и 4) разум (акал). В России также проживают выходцы из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (памирские таджики), бывшие в составе Российской империи с нач. ХХ в., принадлежащие к другому шиитскому течению - исмаилитам (семеричникам), богословие которых близко к гностическим учениям и где пророк Мухаммед считается воплощением Аллаха. Это движение возникло после смерти шестого имама ас-Садыка среди сторонников лишенного имамства и вскоре умершего его старшего сына Исмаила, веря, что седьмым имамом является сын последнего Мухаммед, который скрылся и явятся в последние времена как пророк и мессия-махди. Исмаилитами были созданы собственные государства в Египте (Фатимидский халифат в Х в.), позднее на части Сирии и Персии, но после монгольского нашествия рассеялись по Азии и разделились на течения с собственными линиями имамов, наиболее влиятельное из них возглавляется наследным Ага-ханом, ныне проживающим в Европе; в РФ самые крупные общины памирцев-исмаилитов имеются в Москве, Екатеринбурге, Петербурге и Новосибирске (в 1995 г. Ага-хан IV посетил Москву).
■ Управление мусульман Кавказа (qafqazislam.com/rus/) - высшее духовно-административное объединение шиитов и в меньшей мере суннитов Кавказа с центром в Баку (Азербайджан); с 1829 существовало Духовное правление мусульман Закавказья в Тифлисе во главе с Шейх-Уль-Исламом и муфтием Закавказским, которому было запрещено руководить шиитскими общинами в иных регионах, включая Северный Кавказ (лишь временно ему подчинялась в 1901 мечеть во Владикавказе), бакинский центр был учрежден в 1944 (время религиозной оттепели) с названием до 1992 - Духовное управление мусульман Закавказья, для мусульман Азербайджана, Грузии и российского Северного Кавказа (пользуется влиянием и среди шиитов иных областей России); глава - Шейх-уль-исламо, который должен быть шиитом, а его заместитель суннитом, высший орган - Съезд мусульман Кавказа; основной вуз - Бакинский исламский университет, по инициативе Управления был создан Координационный центр мусульман стран СНГ;
■ Мечеть с. Мискнджа Докузпаринского района - местная религиозная организация мусульман шиитов-имамитов в лезгинском ауле Мискинджа на юге Дагестана, жители которого традиционно исповедуют шиизм, зарегистрирована в 2000, управляет несколькими средневековыми мечетями и строит большую новую;
■ Московская религиозная организация мусульман-шиитов - местная организация шиитов-имамитов, создана в 1996, специально шиитскими в Москве являются мечеть "Инам" в Отрадном под общим куполом с суннитской мечетью "Ярдэм", а также мечеть при Посольстве Ирана;
■ Исламский теологический центр мусульман-шиитов (al-shia.msk.ru) - новая российская организация шиитов-имамитов, независимая от Управления мусульман Кавказа, создана в 2004 в Москве под руководством русских шиитов;
■ Исламский теологический центр мусульман-шиитов (al-shia.msk.ru) - новая российская организация шиитов-имамитов, независимая от Управления мусульман Кавказа, создана в 2004 в Москве под руководством русских шиитов;
■ Религиозное объединение мусульман-джафаритов Санкт-Петербурга (shia.spb.ru) - местная организация шиитов-имамитов, созданная в 1993;
■ Ахли-Бейт (ek-shia.org) - местная религиозная организация мусульман шиитов-имамитов г. Екатеринбурга, зарегистрирована в 2006 в составе ДУМЕР (ныне ДУМ РФ), собрания проходят с 1996;
■ Ахли-Бейт (ek-shia.org) - местная религиозная организация мусульман шиитов-имамитов г. Екатеринбурга, зарегистрирована в 2006 в составе ДУМЕР (ныне ДУМ РФ), собрания проходят с 1996;
■ Мечеть "Бакы" (Астрахань) - местное религиозное объединение мусульман шиитов-имамитов г. Астрахани, имеет собственную мечеть "Бакы" ("Баку"), бывшую суннитскую, переданную для восстановления азербайджанской общине города в 1997 по согласованию с Региональным духовным управлением мусульман Астраханской области (РДУМ АО - относится к Центральному духовному управлению мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ)), в состав которого вошел и шиитский приход мечети;
■ Нур (pamirian.ru) - региональная общественная организация памирских таджиков-исмаилитов Москвы и Московской области (название значит "Свет", создана в 1999; хотя Нур не имеет религиозного статуса и выполняет различные социальные и культурно-просветительские функции, но немалое внимание уделяет и организации религиозных собраний, при ней действует детская воскресная школа "Ахлок ва маърифат" /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
Персидская мечеть 1860 Астрахань (www.astr.info) |
Бывшая персидская мечеть ок.1870. Владикавказ (www.rutraveller.ru) |
Мечеть Хатам Аль-Анбия при посольстве Ирана и Исламском Центре, Москва (www.interesmir.ru) |
Мечеть "Бакы" 1908 Астрахань (www.wikimedia.org) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий