Ислам

Основатель ислама пророк Мухаммед или Мухаммед ибн Абдулла (571-632 гг. н.э.), живший в Аравии, провозгласил строгий монотеизм (тавхид) единого Аллаха. Он следовал традиции "людей Книги" (иудеи и христиане) и арабов-ханифов (не принадлежащих к какой-либо религии монотеистов). Мухаммед в возрасте 40 лет получил первое откровение через архангела Джибраила. Не увидев поддержки в родном городе Мекка, он со своими сподвижниками переселился в Медину, где и была завершена священная книга мусульман Коран и основан исламский халифат.
 Исламский краткий символ веры Шахада гласит: "нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха". Полная Шахада включает 6 столпов веры: 1) Единобожие; 2) Коран; 3) ангелы; 4) пророки и посланники; 5) последний суд; 6) предопределение (кадар). Молитва совершается только на арабском языке, проповедь на мевстных языках.
 Основными течениями ислама являются суннизм, шиизм и хариджизм. Такое аскетико-мистическое движение как суфизм практикуется в основном в рамках суннизма, но есть и суфии-шииты. Нетрадиционными, являются ваххабиты, кораниты, ахмадие и др.
 Ранее всего на территории России ислам появился уже в VII веке в Дербенте вместе с арабскими войсками и утвердился в возникшем столетием позднее Дербентском эмирате (есть сведения, что первыми приняли ислам лезгины аула Мискинджа в 632 г.). В Волжской Булгарии при хане Алмуше ислам стал государственной религией в 922 г. В дальнейшем ислам был основной религией в Золотой (с 1312 г. при хане Узбеке) и Ногайской Орде, Аварском, Крымском, Казанском, Астраханском и Сибирском ханствах, Дагестанском Шамхальстве и Кавказском имамате. На Руси ислам исповедовался среди национальных диаспор; есть сведения, что перед крещением Руси князь Владимир выслушивал и мусульманских послов для выбора веры. Указом Екатерины II 1788 г. была создана первая официальная организация мусульман России - Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе, а в 1794 - Таврическое магометанское духовное правление (для Крыма и западных губерний) под руководством двух Муфтиев. В 1829 г. для новых закавказских земель учредили мусульманский комитет. После революции преемником стало, образованное в 1920 г.в Уфе на I Всероссийском съезде мусульман, Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) для Европейской России, Сибири и Казахстана. С 1944 г. было 4 независимых друга от друга центра — Духовные управления мусульман (ДУМ) Европейской части СССР и Сибири (Уфа), Северного Кавказа (Буйнакск (Махачкала), Средней Азии и Казахстана (Ташкент) и Закавказья (Баку). После распада СССР произошла децентрализация управления мусульман, возникло множество региональных управлений, но постепенно они вошли в несколько общероссийских объединений. В настоящее время около 40 региональных Духовных управлений (муфтиятов), обычно подразделяющихся на кызыяты и мухтасибаты, и 3 общероссийских. Мусульмане составляют около 10% жителей России, ими являются большинство татар (казанских, крымских и сибирских), башкир, балкарцев, карачаевцев, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, чеченцев, ингушей, аварцев и других народов Дагестана, казахов (компактно проживают в Кош-Агачском р-не Р. Алтай и селах иных регионов), выходцы из мусульманских стран (узбеки, азербайджанцы и др.), а также отдельные представители иных народов. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Дербентская Джума-мечеть 734  (www.djumamechet.ru)

Дербентская Джума-мечеть 734 (www.djumamechet.ru)

СПРАВОЧНИК МУСУЛЬМАНСКИХ ТЕЧЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ:

СУННИТЫ: Суннизм является основным течением ислама, самоназвание "люди сунны" значит, что они руководствуются в жизни сунной, словами и поступками пророка Мухаммеда, которые записаны в виде хадисов, например, в сборнике "Сахих ал-Бухари". Относительно халифата верят, что халифом может быть достойный мусульманин из племени курейшитов, из которого Пророк. В настоящее время существует 4 мазхаба, т.е. богословско-правовой школы с несколько различными правилами и обрядами (ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты), но полностью взаимопризнаваемыми, в России распространены ханафиты и шафииты, есть и внеконфессиональные мусульмане, не следующие одной школе (например, ваххабиты). Мазхаб ханафитов берет начало от великого муфтия Абу Ханифы (699-767) из персидского рода, по сути первого, кто систематизировал и письменно изложил основы богословия и фикха. Он и его ученики применяли рационалистические методы правоведения и допускали следование обычаям. Источники шариата ханафитов: 1) Коран; 2) сунна; 3) иджма (единодушное мнение ученых); 4) кияс (иджтихад, суждение по аналогии, хотя с течением времени почти все сунниты стали говорить о "закрытии врат иджтихада" в наши дни); 5) истихсан (целесообразное предпочтение); 6) адат (обычаи). Сегодня ханафитский мазхаб наиболее многочисленен и доминирует в Турции, Боснии, Албании, Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш, Китае, среди суннитов бывших советстких республик, в т.ч. России. Основатель второго, шафиитского мазхаба, великий муфтий Имам аш-Шафии (767-820), родился в курейшитском роде и часто почитается в качестве обновителя Ислама (мужаддида) II-го века по мусульманскому календарю. Он продолжил, но критически положения мазхабов ханафитов и маликитов, в частности, он отверг в качестве источников права независимое суждение (ар-рай), истихсан и обычаи Медины. В семитомном сочинении "Китаб аль-Умм" он изложил новый фикх, внеся значительный вклад в теорию кияса. Источниками шариата шафиитов являются: 1) Коран; 2) сунна; 3) иджма и 4) кияс. В наше время мазхаб шафиитов второй по численности в мире и преобладает в Йемене, Судане, Эритрее, Сомали и странах Африки южнее Сахары, а также Малайзии, Брунее и Индонезии. В России суннитами-шафиитами являются народы Дагестана, Чечни и Ингушетии. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
► Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) (cdum.ru) - старейшее духовно-административное объединение мусульман России (кроме Кавказа) и некоторых стран СНГ с центром в Уфе, которое фактически является преемником дореволюционного магометанского собрания; в 1920 учреждено Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) для Европейской России, Сибири и Казахстана, в 1948 преобразовано в Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) с меньшим кругом полномочий, наконец в 1992 на VI Чрезвычайном съезде мусульман России было принято решение о преобразовании ДУМЕС в нынешнее ЦДУМ, а региональные мухтасибаты - в духовные управления мусульман во главе с муфтиями и введен сан Верховного муфтия (муфтий шейх-уль-ислам), при этом некоторые региональные управления (Татарстана и др.) вышли из состава; руководящие органаны - Меджлис (съезд), Президиум, Совет муфтиев и Совет улемов; основной вуз - Российский исламский университет  в Уфе (первоначально с 1989 Медресе им. Р. Фахретдина);
► Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) (dumrf.ru) - общероссийское духовно-административное объединение мусульман с центром в Московской Соборной мечети, отделившееся от ЦДУМ в 1994 как Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, с 1998 - Духовное управление мусульман Европейской части России (Московский муфтият), наконец на съезде 2014 переименовано в ДУМ РФ; руководящие органы Маджлис (съезд), Президиум и Председатель, избираемый на пять лет; основной вуз - Московский Исламский Университет;
► Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) - духовно-административное объединение мусульман на российском Кавказе, созданное в 1998, после того, как распалось существовавшее в 1944-1992 Духовное управление мусульман Северного Кавказа; объединяет глав духовных управлений (муфтиев) северокавказских республик (муфтии Чечни и Дагестана вышли) и Ставропольского края, центр в Москве;
Муфтият Республики Дагестан/Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) (muftiyatrd.ru) - крупнейшее по числу мечетей (ок. 2,5 тыс.) духовно-административное объединение мусульман суннитского и суфийского направления, отделилась от ДУМ Северного Кавказа в 1990, до 2016 состояло в КЦМ СК, ныне не входит в какую-либо общероссийскую организацию, имеет Буйнакский Исламский университет им. Сайфуллы Кади и ряд иных вузов;
Духовное управление мусульман Чеченской Республики (ДУМ ЧР) (dumchr.ru) - самостоятельное региональное духовно-административное объединение мусульман суннитского и суфийского направления, образовано Советом имамов Чеченской Республики в 1991 как объединение, независимое от просепаратистского Исламского центра ЧРИ, регистрация прошла в 1992, хотя в 1993 временно аннулировалась, до 2012 состояло в КЦМ СК, имеет Российский Исламский университет им. Кунта-Хаджи в Грозном;
Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ) (dumrt.ru) - одно из крупнейших духовно-административных объединений мусульман, вышло из ЦДУМ в 1998, до 2001 в составе СМР, ныне самостоятельно, центр в соборной мечети Кул Шариф (Казань), имеет Российский исламский университет (Казань);
► Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР) - духовно-административное объединение мусульман, первоначальное название - Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока, образовано в 1997 в Тобольске, возглавляется Верховным муфтием;
► Совет муфтиев России (muslim.ru) - объединение глав ряда духовных управлений в России, созданное в 1996, собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений, Председатель Совета избирается на 5 лет (в настоящее время  председателем является глава ДУМ РФ);
► Духовное собрание мусульман России (ДСМР) - новое общероссийское совещательное объединение мусульман, созданное в 2016 рядом региональных духовных управлений (Москвы и Центрального региона, Чувашии, Сибири) с целью диалога между всеми уже существующими управлениями в стране, центр в Москве;
► Национальная организация русских мусульман (НОРМ) (norm-info.ru) - объединение новообращенных мусульман, выступающее в поддержку образования в составе русского народа мусульманского субэтноса, образовано в 2004 в Омске, открыто для всех суннитов, но предпочтительным считается нетрадиционный для России мазхаб маликитов;
► Салафиты (Ваххабиты) (salaf-forum.com alansar.ru) - пуританское движение среди мусульман-суннитов, выступающее за пересмотр шариата четырех мазхабов в пользу практики времен раннего ислама (возвращение к Корану и сунне, предкам (саляфам)), во многом опирается на положения мазхаба ханбалитов, отрицается суфийский синкретизм, в т.ч. почитание могил пророков и святых и взывание к ним; возникло в XVIII в. в Аравии, лидер - Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (1703-1792) в союзе со сторонниками независимости от Османской империи, впоследствии стало официальным вероисповеданием Саудовской Аравии и Катара; в кон. ХХ в. обрело популярность среди части мусульман России (особенно в отдельных районах Чечни, Дагестана, Ингушетии, общинах мечетей "Кул Шариф" и "Казан нуры" в Казани, "Тауба" Набережных Челнов, "Нур Ислам" Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого АО, в то же время, со стороны ряда политиков и традиционных объединений мусульман обвиняется в экстремизме и нелояльности властям, общины часто не зарегистрированы /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Большая Ханская мечеть 1532 Бахчисарай (www.wikimedia.org)

Соборная мечеть 1913 СПб. (www.wikimedia.org)

СУФИИ: Суфизм или Тасаввуф — мистическое и отчасти монашеское движение в исламе, преимущественно внутри суннизма. Имеет собственное богословие (часто пантеистическое) духовного совершенствования, где шариат есть лишь первая ступень. Крупными мыслителями и практиками суфизма были ученый аль-Газали ("Возрождение наук о вере") и поэт аль-Фарид ("Большая касыда"). Особое значение придается отношениям между Учителем (Шейхом) и учеником (мюридом, дервишем). Суфийские монастыри (ханки) служили местом временного или постоянного пребывания братьев. Имеется 12 основных суфийских орденов (тарикатов) с собственными линиями учительской преемственности, восходящих к Пророку. В России суфии играли важную роль в распространении ислама (уже в первой пол. XII в. дагестанец Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди написал книгу "Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик" (Базилик истин и сад тонкостей)), в частности через среднеазиатских проповедников ислам узнали в Сибирском ханстве, но в настоящее время суфийские братства (вирды) имеются в основном в Чечне, Ингушетии и Дагестане (тарикаты кадырия, накшбандийя и шазилийя). Тарикат Кадырия — суфийский орден, основанный персом-ханбалитом  Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077-1166), который практиковал громкий зикр и основное внимание уделял не богословию, но морали, всемирный центр в Багдаде (на Кавказе представлен вирдами, основанными устазами чеченцем Кунта-Хаджи Кишиевым (хаджи-мюридия) и ингушем Батал-Хаджи Белхороевым (баталхаджинцы), практикующими круговые радения-джахр, часто в качестве обеденного намаза после пятничной молитвы). Тарикат Накшбандийя — орден, наибольший из всех, его основатель Бахауддин Накшбанд ал-Бухари (1318-1389) отменил громкий зикр и танцы в пользу тихого зикра с дыхательной техникой (на Кавказе вирды, основанные дагестано-чеченским устазом Ташу-Хаджи и чеченским устазом Дени-Шейхом Арсановым). Шазилийский тарикат — суфийский орден, основанный шейхом Абуль-Хасаном аш-Шазали (1196-1258) из Марокко, основной акцент делается на борьбе с нафсом и внутреннем самосовершенствовании, важную роль в котором играет регулярное однодневное уединение и пост, громкий зикр сочетается с тихим (на Кавказе представлен вирдом шейха Сайфуллы-кади Башларова). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Зиярат Сайфуллы-кади, Верхнее казанище Дагестан (www.iknigi.net)

Зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, Хаджи-Эвла Чечня (www.adminvedeno.ru)
Суфийский зикр (www.onkavkaz.com)

ШИИТЫ (имамиты и исмаилиты): Является вторым по численности течением ислама после суннитов. Они верят, что право халифа (имама) принадлежит только "людям дома" (Ахлюль Бейт), т.е. потомкам дочери пророка Мухаммеда Фатимы и ее мужа и двоюродного брата пророка, Али Абу Талиба. Поскольку имамы из рода пророка очищены Аллахом от греха, непогрешимы, свободны от ошибки (машум) и есть вместилище "Божественного света". Пять столпов веры шиитов: 1) Единый Бог (Таухид); 2) Высшая Справедливость (Адль); 3) Пророки; 4) Имамы и 5) Судный день (Маад). Шииты имеют собственные сборники хадисов о пророке. Шииты и сунниты разделились после битвы при Кербала в 680 г., когда погибло много родственников Пророка. Впоследствии возник ряд независимых шиитских течений, крайние из них по сути обожествляли Али (например, алавиты и друзы). Шииты являются религиозным большинством в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. В России шиизм исповедуют в основном азербайджанцы, таты и часть лезгин в Дагестане (аул Мискинджа и Дербент) и астраханских татар (шииты-имамиты), а также памирские таджики (шииты-исмаилиты). Шиитский Азербайджан вошел в Российскую империю в нач. XIX в.; шиитская Персидская мечеть была построена в 1860 г. в Астрахани на средства Персидского общества. Течение шиитов-имамитов (двунадесятников) - умеренное крыло шиизма, согласно которому в мире было 12 истинных Имамов, потомков Пророка, а двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан является "скрытым" и явится в последние времена как мессия-махди. Основатель их правового мазхаба - Имам VI Джафар ас-Садык (702-765), автор Толкования Корана и др., учитель не только шиитов, но также и отдельных первых правоведов-суннитов. Источники права мазхаба джафаритов: 1) Коран; 2) сунна; 3) иджма (согласное мнение ученых) и 4) разум (акал). В России также проживают выходцы из  Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (памирские таджики), бывшие в составе Российской империи с нач. ХХ в., принадлежащие к другому шиитскому течению - исмаилитам (семеричникам), богословие которых близко к гностическим учениям и где пророк Мухаммед считается воплощением Аллаха. Это движение возникло после смерти шестого имама ас-Садыка среди сторонников лишенного имамства и вскоре умершего его старшего сына Исмаила, веря, что седьмым имамом является сын последнего Мухаммед, который скрылся и явятся в последние времена как пророк и мессия-махди. Исмаилитами были созданы собственные государства в Египте (Фатимидский халифат в Х в.), позднее на части Сирии и Персии, но после монгольского нашествия рассеялись по Азии и разделились на течения с собственными линиями имамов, наиболее влиятельное из них возглавляется наследным Ага-ханом, ныне проживающим в Европе; в РФ самые крупные общины памирцев-исмаилитов имеются в Москве, Екатеринбурге, Петербурге и Новосибирске (в 1995 г. Ага-хан IV посетил Москву). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
► Управление мусульман Кавказа (qafqazislam.com/rus/) - высшее духовно-административное объединение шиитов и в меньшей мере суннитов Кавказа с центром в Баку (Азербайджан); хотя с 1829 существовал комитет мусульман Закавказья, но подлинный центр был учрежден в 1944 (время религиозной оттепели) с названием до 1992 - Духовное управление мусульман Закавказья, для мусульман Азербайджана, Грузии и российского Северного Кавказа (пользуется влиянием и среди шиитов иных областей России); глава - Шейх-уль-исламо, который должен быть шиитом, а его заместитель суннитом, высший орган - Съезд мусульман Кавказа; основной вуз - Бакинский исламский университет;
 Ахли-Бейт (ek-shia.org) - местная религиозная организация мусульман шиитов-имамитов г. Екатеринбурга, первая, зарегистрированная в 2006 в составе ДУМЕР, шиитская община в России (собрания проходят с 1996);
► Исламский теологический центр мусульман-шиитов (al-shia.ru) - новая российская организация шиитов-имамитов, независимая от Управления мусульман Кавказа, создана в 2004 в Москве;
► Московская религиозная организация мусульман-шиитов (al-shia.msk.ru) - местная организация шиитов-имамитов, создана при содействии Исламского теологического центра мусульман-шиитов;
► Религиозное объединение мусульман-джафаритов Санкт-Петербурга (shia.spb.ru) - местная организация шиитов-имамитов, созданная в 1993;
► Нур (pamirian.ru) - региональная общественная организация памирских таджиков-исмаилитов Москвы и Московской области (название значит "Свет", создана в 1999; хотя Нур не имеет религиозного статуса и выполняет различные социальные и культурно-просветительские функции, но немалое внимание уделяет и организации религиозных собраний, при ней действует детская воскресная школа "Ахлок ва маърифат" /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Персидская мечеть 1860 Астрахань (www.astr.info)

Комментариев нет:

Отправить комментарий