Славянская народная религия (родноверие) / Slavic Indigenous Religion (Native Faith)

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Праздник Купала (КЯТ) (www.kapishe.ru)
Одна из исконных народных религий России. Древнеславянская религия после христианизации сохранилась только в форме народного двоеверия и колдовства. Попытки ее реконструкции восходят к пер. пол. XIX в.: впервые в 1818 г. польско-росийский ученый Зориан Доленга-Ходаковский в работе "О славянщине до христианства" („O Sławiańszczyźnie przed chrześcijaństwem”) выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян, а Б.Ф. Трентовский в кн. "Славянская вера, или этика, управляющая Вселенной" ("Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat") (1848) писал, что славянские боги - ипостаси единого, в т.ч. христианского, бога. Как движение начало оформляться среди поляков и украинцев Польши в 1920-30-е гг. В 1921 Владислав Колодзей (1897-1978) организовал "Святой круг поклоняющихся Святовиту" (Święte Koło Czcicieli Światowida) (его идеологию продолжает Родная польская церковь (Rodzimy Kościół Polski), зарегистрированная в 1995 режиссером Лехом Стефанским (Эмфазы, 1928-2010). В 1937 вокруг варшавского журнала "Община" (Zadruga) Яна Стахнюка (Стоигнев, 1905-1963), автора кн. "Славянский миф", возникло одноименное движение (в 1996 д-р Станислав Потшебовский и некоторые иные члены бывшей "Задруги" учредили организацию "Родная Вера" (Rodzima Wiara). В стороне от каких-либо движений находился военный летчик Здислав Харлендер (1898-1939), автор кн. "Поклоняющиеся Дажбогу Сварожичу" (1937). Украинское родноверие начало оформляться в 1930-40-е гг. также в Польше: в 1932-35 во Львове издавался проязыческий литературный журнал "Дажбог" (видную роль играл поэт Б.-И. Антонич); идеологом стал санскритолог проф. В.П. Шаян (1908-1974), сотрудничавший с подпольной ОУН (польские же родноверы участвовали в годы войны в антинемецком сопротивлении), в составе которой в 1936 г. возникла повстанческая группа им. Перуна, в 1943 г. в Германии он образовал "Орден Рыцарей Бога Солнца"; один из его бывших соратников по ордену Л.Т. Силенко основал первую общину реформаторской, с единым Дажьбогом, Родной украинской национальной веры (РУН-Виры) в Чикаго (США) в 1964 г. (регистрация в 1966), в г. Спринг Глен (Нью Йорк) был открыт храм Матери Украины - Арианы. Русские неоязыческие общины появились в 1980-е гг.; но энтузиасты в среде русской эмиграции были уже в сер. ХХ в., как А.А. Куренков (1891-1971) и Ю.П. Миролюбов (1892-1970), опубликовавшие в 1953-1957 гг. в Сан-Франциско «Велесову книгу», а также д.б.н. С.Я. Парамонов (Лесной, 1894-1967); первым собственно идеологом выступил в 70-х гг. в СССР к.э.н. В.Н. Емельянов - Велемир, 1929-1999, автор диссидентской "Десионизации", 1979), а видным практиком стал советский диссидент А.А. Добровольский - Доброслав (1938-2013). В 1990-е было создано несколько крупных русских объединений, тем не менее, многие деятели и общины действуют независимо, отрицая надобность каких-либо иерархических структур, нередко в составе нерелигиозных обществ, например, в Центре русской воинской культуры "Святогор" (Коломенская ведическая община А.А. Егорова - Велигора с 1991 г.) и сети бойцовских клубов "Вятичи" в Орле. Существуют объединения и в русском зарубежье, напр.,, учрежденная в Нарве "Содруга русской народной веры в Эстонии". С 2003 г. ежегодно собирается Международное славянское родовое вече, представляет в основном только расистское крыло родноверия. Ниже охарактеризованы преимущественно реконструктивистские движения, которые с долей условности можно отнести к варианту исконной этнической религии, - о неорелигиях с элементами славянских верований см. материал на странице "Новые российские религии".
Союз Венедов (vk.com/club48477859) - старейшее русское неоязыческое (реконструктивистское) религиозно-политическое объединение "славянского ведизма"; предположительно в 1986 в Ленинграде было создано неформальное "Общество волхвов" (основатель, к.ф.н. В.Н. Безверхий - Дед Остромысл, 1930-2000), участвовавшее в Национально-демократической партии, в 1989 от последней отделилась Русская Народная партия, в результате ее раскола в 1990 возник Союз как "историко-культурологическое общество хлеборобов", управляемый Вече и Думой, в вероучении которого, в соответствии с Велесовой книгой (которую Безверхий и издал впервые в СССР в 1990), боги понимаются в качестве ипостасей единого Бога Сварога (Природы), а славянская религия как высшая ступень религии Вед; попытки в 1991-2001 зарегистрировать Союз были безрезультатны, общины в основном присутствуют в Петербурге и Ленинградской обл., а также в Новгороде, Пскове, Самаре, Томске и п. Итат Кемеровской обл.;
Ассоциация Бойцов Славяно-Горицкой Борьбы (absgb.ru goritsa.ru) - ведущее объединение крупнейшего родноверческого движения в России, направленного на изучение боевых искусств в связи со славянским мировоззрением, в т.ч. религией ("горица" - курган); основополагающей является кн. "Славяно-горицкая борьба" в 2 ч. (1992-94) А.К. Белова - Селидора (р. 1957), филолога, члена Союза писателей, получившего в советские годы черный пояс карате, а в 1986 при содействии этнолога Б.В. Горбунова возродившего исконнославянский стиль рукопашного боя с элементами английского кетча и др. (сокр. СГБ, международное название - Gorits Fighting, ныне включает, как ударную, так и борцовскую технику-"позем", ножевой и огнестрельный бой, тренировки обычно проводятся на природе, напр, в московском парке Покровское-Стрешнево); был учрежден Национальный клуб древне-русских ратоборств с центральным клубом "Сварог" в Москве, участвовавший в 1989 в создании Московской славянской языческой общины (МСЯО), однако в силу самодостаточности в дальнейшем Селидор сконцентрировался на продвижении клубов СГБ: в 1991 проведен Всесоюзный семинар по СГБ, в 1995 Селидор вышел из МСЯО и в 1996 учреждена Федерация СГБ России, а в 2015 зарегистрирована Ассоциация; идеология - воссоздание и доминирование в обществе жертвенного воинского сословия (сродни самурайскому); религиозный аспект - культ бога воинов, громовержца Перуна и воинских тотемов (сокола, коршуна, медведя, волка, рыси) с предельно упрощенной обрядностью (подобно тому, как у древнерусских дружинников во время походов), в узком кругу основатель практикует "внутренний" энергетический стиль борьбы с использованием народной магии; отделения и независимые клубы действуют не только во многих городах, но и селах, за рубежом - в Белоруссии, Украине, Болгарии, а как спорт (штурмовой бой) и в др. странах;
■  Схорон еж Словен (СеС) (wolf-step.su obichay.org) - славянское неоязыческое объединение, близкое к "славянскому ведизму", созданное как община "Шаг Волка" в 1991 в Петербурге целителем В.Ю. Голяковым (Владимир Богумил II Голяк - Жрец Всех Славян, бывший член "Союза Венедов", р. 1968), возводящее себя к новгородскому князю XI в. Милославу Богомилу, считается руководимым тайным Великим Кругом - представителями знахарских родов Поморской Руси, священными являются собственные книги ("Вышень" и др.), где все боги (Перун, Род, Семаргл, Сварог, Световид) понимаются как аспекты пантеистического Всебога, политическая сторона учения носит националистический характер, общины-пятины есть в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Владивостоке, Украине и Белоруссии;
Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) (rodnovery.ru) - крупнейшее родноверческое неоязыческое (реконструктивистское) объединение; создан в 1997 общинами из Калуги, Москвы и Обнинска (две последние вышли в 1998), среди лидеров - был В.С. Казаков (р. 1965, инженер, соучредитель Европейского конгресса этнических религий (ECER)), А.М. Аратов - Огневед, М.А. Ионов - Белояр, в 2004 состоялся Первый Международный Съезд Славянских Общин, в 2005 ССО зарегистрирован как централизованная религиозная организация, в 2014 учреждена также одноименная межрегиональная общественная организация; во главе ССО Вече, Вече жрецов, Глава и Верховный жрец, а в 2015 открыт храм Огня Сварожича у д. Красотынка Калужской обл. и создается этнографический музей, с 2009 издается журнал "Родноверие"; ССО стремится возродить подлинные верования и обряды древнеславянской религии, дистанцируясь от неоязыческого новодела, единым Богом всех богов почитается Род, подчеркивается кровная принадлежность к славянству и недопустимость почитания неславянских богов; общины есть в Москве, Калуге, Орле, Тамбове, Смоленске, Ставрополе, Новосибирске, Кемерово, Белоруссии и Украине;
Содружество славянских родноверческих общин "Велесов круг" (ВК) (velesovkrug.ru) - родноверческое неоязыческое объединение, созданное в 1999 на базе ныне не существующей Московской Велесовой и ряде иных независимых общин (лидеры - И.Г. Черкасов - Велеслав от московской общины "Родолюбие", бывший участник неотантрической Тантра-Сангхи, и Д.А. Гасанов - Богумил Мурин из общины "Триглав" в Обнинске Калужской обл., ныне распавшейся, существовавшей с 1993 в составе Союза Венедов, а затем ССО СРВ), управляется Советом волхвов, верховод и жрецов; покровителем выступает Бог Велес, а высшим Богом - Род, акцентируется почитание божеств земли и подземелья (как аналог индийскому тантризму), празднования Купалы, Перунова Дня и Коляды проводятся совместно с ССО СРВ, общины в Москве, Обнинске, Костроме, Рязани, Перми, Казани, Комсомольске-на-Амуре и др., Украине и Белоруссии;
Круг Языческой Традиции (КЯТ) (triglav.ru slavya.ru schimanas.ru olymp.maxbb.ru) - неформальное неоязыческое объединение родноверов и иных течений, особенностью КЯТ является объединение сторонников не только славянской, но и в целом индоевропейской веры (эллинской, германской и др.); центром при создании стала "Московская славянская языческая община" (МСЯО, с 2003 - Московское Славянское Языческое Объединение), созданная в 1989 на базе общества "Память" к.э.н. В.Н. Емельянова и клуба славяно-горицкой борьбы А.К. Белова - Селидора и А.А. Добровольского - Доброслава и зарегистрированная в 1994, временно была среди учредителей ССО), в 2000 МСЯО и общины Подмосковья подписали Коломенское Обращение о необходимости вечевого устройства организации и в 2002 на капище в Чертаново создали незарегистрированное движение КЯТ (к.ф.-м. н. Н.Н. Сперанский - Велимир, основавший в 1995 московский центр "Вятичи" и соучредитель ECER, Д. Гаврилов - Иггельд (Языческий "Круг Бера"), С. Игнатов - Млад, д.ф.н. А.Н. Наговицын - Велемудр (исключен) и др.), управляется Советом; славянские общины в Москве (одна из них - центр "Купала" создана еще в 1990 Г.П. Якутовским - Всеславом Святозаром), Троицке, Долгопрудном, Сергиевом Посаде Московской обл., Калининграде, Краснодаре, Оренбурге, Владимире, Муроме, Рязани, Казани, Биробиджане, Белоруссии (Школа "Традиции здоровья славян" Г.Э. Адамовича), международная община "Дом Сварога" (в Москве, Петербурге и г. Росток (Германия)), группы последователей веры в олимпийских Богов "Лига Освобождения Разума" в Омске и Волгограде, германо-скандинавские общины в Подольске и Королеве МО), в силу аморфности объединения, в настоящее время оно на грани распада;
Всероссийский религиозный союз "Русская народная вера" (РНВ) (rnv.rodnovery.com) - родноверческое неоязыческое объединение, в 2008 один из лидеров ССО И.О. Волкова - Крада Велес была исключена из Союза и учредила на базе Москвы и Подмосковья Союз славянских общин "Северный союз", переименованный в РНВ, боги понимаются в качестве ипостасей единого Бога Сварога, РНВ занимает проправительственную политическую позицию;
Содружество языческих общин Сибири "Сибирское вече" (СибВече) (vk.com/sibveche) - объединение славянских родноверов, хотя предполагается коллективное и индивидуальное участие представителей всех автохтонных сибирских религий, зарегистрировано в 2015 во главе с координатором Триславом из Алтайского края, общины в Новосибирске (2, в т.ч. скандинавской традиции Е. Нечкасова - Askr Svarte), Красноярске, Томске, Кемерово, Барнауле и с. Ребриха Алтайского края, а также в  Алма-Ате (Казахстан);
Тверское этнокультурное объединение "Твержа" (tverzha.diary.ru) – славянское неоязыческое объединение, созданное в Твери в 2010 фактически в качестве отделения белорусского Центра этнокосмологии “Кривия” С. Санько, находится в оппозиции к движению русских родноверов, ориентируясь на возрождение сугубо балто-кривичских традиций;
Дом Ясеня (sleipnir.ru) с Фондом Развития Традиционной Культуры - русское неоязыческое эзотерическое объединение, подчеркивающее свою нерелигиозность, возглавляемое к.ф.-м.н. А.В. Платовым (Иггволодом), в издаваемом с 1994 альманахе "Мифы и магия индоевропейцев" пропагандируется, как славянское, так и скандинавское и северо-европейское в целом гностическое неоязычество, в т.ч. "арманизм" и нацистский оккультизм, действует "Школа Северной Традиции "НордХейм", с 2001 член ECER /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Храм Огня Сварожича под Калугой (ССО СРВ) (www.rodnovery.ru)

Волхвы "Схорон еж Словен" (www.wikimedia.org)

Свадебный обряд (Велесов круг) (www.triglavblog.com)

Капище Перуна под Орлом (www.bbc.com)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения