Народные религии / Indigenous Religions

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Русский праздник богини Мокошь (www.rodnovery.ru)

Народные религии в России - древние исконные политеистические (языческие) верования славян, тюрок, алан, финно-угров, самодийцев, тунгусо-манчжуров, палеоазиатов и других коренных народов России. Политеизм (многобожие) помимо мифологии включает в себя тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм и другие пласты архаичных верований и практик. Данные религии существовали в догосударственный родоплеменной период и носили официальный характер и после возникновения государств на территории России до принятия мировых религий (Алания, Киевская Русь, Тюркский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Малмыжское княжество и др.). Так, медиумы-шаманы были у народов Азии уже в эпоху первобытного неолита, но играли важную роль на раннем этапе и в религии таких государств, как Китай (до XIII в. до н.э.), Хуннское государство (где был сан главного шамана - Ата-кам), Бохай, Корея (до XV в.), Манчжурия. 
 Нельзя согласиться с распространенными в научной литературе объяснениями замены правителями местных исконных религий иностранными (иноэтничными), например, христианством у славян, необходимостью централизации государства либо процессом урбанизации. Опыт многих стран (Индии, Китая, Японии и других) убедительно демонстрирует возможность существования крупных разноплеменных государств и городов и при сохранении этнических верований, гибко видоизменяющихся в зависимости от условий. Так, родо-племенные культы древних греков или раннесредневековых славян-крестьян трансформировались у них и, особенно, их детей после переезда в города. Еще более отличались религиозные практики в среде княжеской дружины. Таким образом правители имели выбор: эволюционно приспосабливать местную религию либо революционно перенять религию соседних государств.
 У одних народов непрерывные языческие традиции в несколько упрощенной форме сохранились до наших дней: в европейской части России немало последователей марийской ("чимарий" - чистые марийцы), удмуртской, чувашской ("ваттисен йăли" - обычай предков), осетинской (ирон дин) и черкесской веры, древний политеизм здесь во многом трансформировался в монотеизм (Единый Бог - Кугу-Юмо марийцев, Инмар удмуртов, Тура чувашей, Хуыцау осетин, Тха (Тхьэ) адыгов-черкесов); народы Сибири и Севера следуют шаманизму (часто совмещая его с христианством или буддизмом), при этом шаманистские организации созданы в основном среди тувинцев и бурят, практика иных шаманов остается сугубо индивидуальной. У других (русских, татар), существующие неоязыческие общины практикуют возрожденную народную веру в форме реконструкции древних верований на основе книг, фольклора и личных представлений (политеистический реконструкционизм).
  Несмотря на национальные особенности политеизма, в целом народные верования типически схожи относительно почитания природы и предков, представления о Мировом древе. Пантеон всех этнических религий включает богов и богинь Неба, Земли и подземелья (слав. Сварог или Стрибог, Мать-Земля и Велес; тюрко-монг. Тенгри, Умай или Йер-Сув и Эрлик; мар. Кугу-Юмо или Пыл-Юмо, Мланде Ава и Керемет или Йын; мордв. Шкай (Нишке-паз), Модава и Масторатя; ненец. Нум, Я-небя и Нга), Солнца и Луны (слав. Дажьбог Хорс и Мокошь, мар. Кече и Тылзе-Юмо, мордв. Чи-паз и Ковава), богиню женщин, судьбы и ткачества (слав. Мокошь, мар. Юмын удыр, мордв. Анге-Патяй); ключевым в календарной обрядности является почитание воскресающих весной и умирающих осенью божеств (славянские Ярила и Кострома, тюркский Сабантуй, марийский Агавайрем), а также дни поминовения умерших (славянские русалии, день памяти марийского князя XI в. Чумбылата, чувашская Юпа, осетинская Майрамта, черкесские Хьэдэlус). В качестве священных рассматриваются устные мифы и эпос, в последние годы появляются книги (напр.: Попов Н.С. Марий Кумалтыш Мут («Марийские молитвы-заклинания»). Йошкар-Ола, 1991). Богослужения проводятся обычно в открытых святилищах на природе (капища, священные рощи и т.п.). Ряд народных общин сотрудничает с Международной Языческой Федерацией (PFI) и Европейским конгрессом этнических религий (ECER), инициированным лидером литовской "Ромувы" Й. Тринкунасом.
  Примером межнационального координирующего объединения народной веры явился Координационный Центр Этнической Природной Истинной религии (Народная Вера) Волго-Уральской Эйкумены (КЦ ЭПИР (НВ) ВУЭ) - неформальное объединение во главе с Советом кураторов, создано в Чебоксарах (Чувашия) в 2006 на форуме, инициированном Организацией традиционной веры чувашей "Тура", рядом духовных лидеров чувашской, марийской, удмуртской и мордовской (эрзянской) веры. Совещательным объединением реконструкторских и других неоязыческих движений выступает Вечевой центр языческих объединений, созданный в Москве в 2016 г. Международной языческой федерацией (PFI) и другими. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

ТЕЧЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕЛИГИЙ В РОССИИ:


Лидеры марийской, удмуртской, эрзянской и чувашской веры (www.halahineme.blogspot.com)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения