Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России"
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov
![]() |
Русский праздник богини Мокошь (www.rodnovery.ru) |
Народные религии в России - древние исконные политеистические (языческие) верования славян, тюрок, алан, финно-угров, самодийцев, тунгусо-манчжуров, палеоазиатов и других коренных народов России. Политеизм (многобожие) помимо мифологии включает в себя тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм и другие пласты архаичных верований и практик. Данные религии существовали в догосударственный родоплеменной период и носили официальный характер и после возникновения государств на территории России до принятия мировых религий (Алания, Киевская Русь, Тюркский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Малмыжское княжество и др.). Так, медиумы-шаманы были у народов Азии уже в эпоху первобытного неолита, но играли важную роль на раннем этапе и в религии таких государств, как Китай (до XIII в. до н.э.), Хуннское государство (где был сан главного шамана - Ата-кам), Бохай, Корея (до XV в.), Манчжурия.
Нельзя согласиться с распространенными в научной литературе объяснениями замены правителями местных исконных религий иностранными (иноэтничными), например, христианством у славян, необходимостью централизации государства либо процессом урбанизации. Опыт многих стран (Индии, Китая, Японии и других) убедительно демонстрирует возможность существования крупных разноплеменных государств и городов и при сохранении этнических верований, гибко видоизменяющихся в зависимости от условий. Так, родо-племенные культы древних греков или раннесредневековых славян-крестьян трансформировались у них и, особенно, их детей после переезда в города. Еще более отличались религиозные практики в среде княжеской дружины. Таким образом правители имели выбор: эволюционно приспосабливать местную религию либо революционно перенять религию соседних государств.
У одних народов непрерывные языческие традиции в несколько упрощенной форме сохранились до наших дней: в европейской части России немало последователей марийской ("чимарий" - чистые марийцы), удмуртской, чувашской ("ваттисен йăли" - обычай предков), осетинской (ирон дин) и черкесской веры, древний политеизм здесь во многом трансформировался в монотеизм (Единый Бог - Кугу-Юмо марийцев, Инмар удмуртов, Тура чувашей, Хуыцау осетин, Тха (Тхьэ) адыгов-черкесов); народы Сибири и Севера следуют шаманизму (часто совмещая его с христианством или буддизмом), при этом шаманистские организации созданы в основном среди тувинцев и бурят, практика иных шаманов остается сугубо индивидуальной. У других (русских, татар), существующие неоязыческие общины практикуют возрожденную народную веру в форме реконструкции древних верований на основе книг, фольклора и личных представлений (политеистический реконструкционизм).
Несмотря на национальные особенности политеизма, в целом народные верования типически схожи относительно почитания природы и предков, представления о Мировом древе. Пантеон всех этнических религий включает богов и богинь Неба, Земли и подземелья (слав. Сварог или Стрибог, Мать-Земля и Велес; тюрко-монг. Тенгри, Умай или Йер-Сув и Эрлик; мар. Кугу-Юмо или Пыл-Юмо, Мланде Ава и Керемет или Йын; мордв. Шкай (Нишке-паз), Модава и Масторатя; ненец. Нум, Я-небя и Нга), Солнца и Луны (слав. Дажьбог Хорс и Мокошь, мар. Кече и Тылзе-Юмо, мордв. Чи-паз и Ковава), богиню женщин, судьбы и ткачества (слав. Мокошь, мар. Юмын удыр, мордв. Анге-Патяй); ключевым в календарной обрядности является почитание воскресающих весной и умирающих осенью божеств (славянские Ярила и Кострома, тюркский Сабантуй, марийский Агавайрем), а также дни поминовения умерших (славянские русалии, день памяти марийского князя XI в. Чумбылата, чувашская Юпа, осетинская Майрамта, черкесские Хьэдэlус). В качестве священных рассматриваются устные мифы и эпос, в последние годы появляются книги (напр.: Попов Н.С. Марий Кумалтыш Мут («Марийские молитвы-заклинания»). Йошкар-Ола, 1991). Богослужения проводятся обычно в открытых святилищах на природе (капища, священные рощи и т.п.). Ряд народных общин сотрудничает с Международной Языческой Федерацией (PFI) и Европейским конгрессом этнических религий (ECER), инициированным лидером литовской "Ромувы" Й. Тринкунасом.
Примером межнационального координирующего объединения народной веры явился Координационный Центр Этнической Природной Истинной религии (Народная Вера) Волго-Уральской Эйкумены (КЦ ЭПИР (НВ) ВУЭ) - неформальное объединение во главе с Советом кураторов, создано в Чебоксарах (Чувашия) в 2006 на форуме, инициированном Организацией традиционной веры чувашей "Тура", рядом духовных лидеров чувашской, марийской, удмуртской и мордовской (эрзянской) веры. Совещательным объединением реконструкторских и других неоязыческих движений выступает Вечевой центр языческих объединений, созданный в Москве в 2016 г. Международной языческой федерацией (PFI) и другими. /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
ТЕЧЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕЛИГИЙ В РОССИИ:
► ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИЕ РЕЛИГИИ (ТЕНГРИАНСТВО) / TURKO-MONGOLIC RELIGIONS (TENGRISM)
► ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ / FINNO-UGRIC INDIGENOUS RELIGIONS
► АБХАЗО-АДЫГСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ / ABKHAZ-ADYGHEAN INDIGENOUS RELIGIONS
► ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ / FINNO-UGRIC INDIGENOUS RELIGIONS
► АБХАЗО-АДЫГСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ / ABKHAZ-ADYGHEAN INDIGENOUS RELIGIONS
Лидеры марийской, удмуртской, эрзянской и чувашской веры (www.halahineme.blogspot.com) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий