Народные и реконструктивистские религии

НАРОДНЫЕ И РЕКОНСТРУКТИВИСТСКИЕ РЕЛИГИИ РОССИИ

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov

Русский праздник богини Мокошь (ССО СРВ) (www.wikimedia.org)

Народные религии в России - древние политеистические (языческие) верования славян, тюрок, алан, финно-угров, самодийцев, тунгусо-манчжуров, палеоазиатов и других коренных народов России. Политеизм (многобожие) помимо мифологии включает в себя тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм и другие пласты архаичных верований и практик. Данные религии существовали в догосударственный родоплеменной период и носили официальный характер и после возникновения государств на территории России до принятия мировых религий (Алания, Киевская Русь, Тюркский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Малмыжское княжество и др.). Так, медиумы-шаманы были у народов Азии уже в эпоху первобытного неолита, но играли важную роль на раннем этапе и в религии таких государств, как Китай (до XIII в. до н.э.), Хуннское государство (где был сан главного шамана - Ата-кам), Бохай, Корея (до XV в.), Манчжурия. У одних народов непрерывные языческие традиции в несколько упрощенной форме сохранились до наших дней: в европейской части России немало последователей марийской ("чимарий" - чистые марийцы), удмуртской, чувашской ("чан чаваш" - истинные чуваши), осетинской и черкесской веры, древний политеизм здесь во многом трансформировался в монотеизм (Единый Бог - Кугу-Юмо марийцев, Инмар удмуртов, Тура чувашей, Хуыцау осетин, Тха (Тхьэ) адыгов-черкесов); народы Сибири и Севера следуют шаманизму (часто совмещая его с христианством или буддизмом, в 1997 г. законом "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" шаманизм объявлен в числе четырех традиционных для Бурятии религий), при этом шаманистские организации созданы в основном среди тувинцев и бурят, практика иных шаманов остается сугубо индивидуальной. У других (русских, татар), существующие неоязыческие общины практикуют возрожденную народную веру в форме реконструкции древних верований на основе книг, фольклора и личных представлений (политеистический реконструкционизм). Славянское неоязычество (родноверие) восходит к пер. пол. XIX в.: впервые в 1818 г. польско-росийский ученый Зориан Доленга-Ходаковский в работе "О славянщине до христианства" (O Sławiańszczyźnie przed chrześcijaństwem) выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян, а Б.Ф. Трентовский в кн. "Славянская вера, или этика, управляющая Вселенной" (Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat) (1848) писал, что славянские боги - ипостаси единого, в т.ч. христианского, бога. Как движение начало оформляться среди поляков и украинцев в 1920-30-е гг. В 1921 Владислав Колодзей (1897-1978) организовал "Святой круг последователей Святовита" (Święte Koło Czcicieli Światowida) (его идеологию продолжает Родная польская церковь, зарегистрированная в 1995). В 1937 вокруг варшавского журнала "Община" (Zadruga) Яна Стахнюка (Стоигнев, 1905-1963), автора кн. "Христианство и человечество" (Chrześcijaństwo a ludzkość) возникло одноименное движение (в 1996 Станислав Потржебовский и некоторые иные члены бывшей "Задруги" учредили организацию "Родная Вера" (Rodzima Wiara). Украинское родноверие впервые оформилось в 1936, когда в составе УПА возникла повстанческая группа им. Перуна, а первым идеологом стал санскритолог проф. В.П. Шаян (1908-1974); один из его бывших соратников Л.Т. Силенко основал первую общину Родной украинской национальной веры (РУН-Веры) с единым Дажьбогом в Чикаго (США) в 1964 г. (регистрация в 1966), в г. Спринг Глен (Нью Йорк) был открыт храм Матери Украины. Тюрко-монгольское тенгрианство в 1990-е гг. реконструировали прежде всего татарские деятели М.Э. Аджиев (М. Аджи), Р.Н. Безертинов и к.ф.н. Ф.Н. Фатклисламов (Девбаш), древние верования пополнились культом Чингис-хана и Ататюрка, неотенгрианские группы последователей возникли в Татарстане, Башкирии, Крыму, Калмыкии, Тыве, Алтае, Якутии. Ряд народных общин сотрудничает с Международной Языческой Федерацией (PFI) и Европейским конгрессом этнических религий (ECER), инициированным лидером литовской "Ромувы" Й. Тринкунасом.
 Несмотря на национальные особенности политеизма, в целом народные верования типически схожи относительно почитания природы и предков, представления о Мировом древе. Пантеон всех этнических религий включает богов и богинь Неба, Земли и подземелья (слав. Сварог или Стрибог, Мать-Земля и Велес; тюрко-монг. Тенгри, Умай и Эрлик; мар. Кугу-Юмо или Пыл-Юмо, Мланде Ава и Керемет или Йын; мордв. Шкай (Нишке-паз), Модава и Масторатя; ненец. Нум, Я-небя и Нга), Солнца и Луны (слав. Дажьбог Хорс и Мокошь, мар. Кече и Тылзе-Юмо, мордв. Чи-паз и Ковава), богиню женщин, судьбы и ткачества (слав. Мокошь, мар. Юмын удыр, мордв. Анге-Патяй); ключевым в календарной обрядности является почитание воскресающих весной и умирающих осенью божеств (славянские Ярила и Кострома, тюркский Сабантуй, марийский Агавайрем), а также дни поминовения умерших (славянские русалии, день памяти марийского князя XI в. Чумбылата, чувашская Юпа, осетинская Майрамта, черкесские Хьэдэlус). В качестве священных рассматриваются устные мифы и эпос, в последние годы появляются книги (напр.: Попов Н.С. Марий Кумалтыш Мут («Марийские молитвы-заклинания»). Йошкар-Ола, 1991). Богослужения проводятся обычно в открытых святилищах на природе (капища, священные рощи и т.п.). /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/
  Организация Марийской Традиционной Религии (МТР) Республики Марий Эл (mtr.mari-el.name ВКонтакте) - централизованная религиозная организация марийской веры (Марий Йула) с центром в г. Йошкар-Ола; общенациональные моления с квасом, блинами, хлебом, животными жертвоприношениями и свечами совершались до 1887, когда были запрещены сначала царской, а позже советской властью (продолжались только родовые моления во главе со жрецами-картами (онаенгами), общее моление состоялось только в 1949 в память о Дне Победы, хотя локальные были и в 1943), возрождение наступило в 1991, когда был зарегистрирован Высший административный Всемарийский духовно-религиозный языческий центр "Ошмарий - Чимарий" (Белый мариец - Чистый мариец) (первый глава писатель А.М. Юзыкайн), позднее его заменила МТР во главе с Верховным картом (Тюнь наеҥ), входящим в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Главе Республики; с организацией связаны ряд незарегистрированных групп в самой республике, а также Нижегородская областная языческая обшина и национально-культурные автономии марийцев в Татарстане, Башкортостане, Кировской, Свердловской обл., Москве и др.); независимо исповедуют веру сторонники жрецов в составе общественной организации "Марий ушем" (Союз мари) и синкретического языческо-православного течения "Кугу Сорта" (Большая Свеча), или "Ош мари" (Белый мариец);
  Удмурт Вось (Удмуртское моление) (galihanow2010.narod.ru) - объединение верующих древнеудмуртской религии, официальная община возникла в 1990 в составе национально-культурного общества "Дэмен" (почетный жрец - художник С.Н. Виноградов), а в 1994 зарегистрирована как самостоятельная организация с Центром духовной культуры удмуртов в Ижевске; молениями руководят торо, а исполняют наследственные жрецы-восясь (почти исчезнувшие к кон. 1980-х), общенациональные моления проводятся с 1992 в июне (прежде проводились только локальные), в 1998 власти выделили землю под строительство храмового центра в Ижевске, новшеством является появление в селах общественных моленных; существуют также независимые общины в Башкирии и др.;
  Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка (erzia.saransk.ru) - основная организация в движении за возрождение народной веры народа мордва, в основном среди субэтноса эрзян; в 1989 в Мордовии возникло национальное движение "Масторава", ряд лидеров которого (д.филол.н. А. М. Шаронов, поэтесса Маризь Кемаль (Р.С. Кемайкина) и основали в 1993 Фонд, Маризь Кемаль стала первой жрицей эрзянского народа (озавой) на молении в 1992 (впервые после XIX века), возглавившей "Эрзянь Раскень Озкс" (Всеэрзянское моление) с 2-метровой свечой - в июле 1999 (проводится раз в 3 года в деревне Чукалы (Мордовия), среди духовных лидеров есть и Инязор (царь) эрзян;
  Организация традиционной веры чувашей "Тура" (ВКонтакте) - местное реконструктивистское религиозное объединение чувашской народной веры как традиционного варианта тенгрианства, до 2011 именовалась "Природная экологическая религиозная организация "Академия чувашской духовности" (ПЭРО "АЧД"), учреждена в 1995 в Чебоксарах, в качестве своеобразного образовательного учреждения, аффилированного с зарегистрированным в 1994 Чувашским природным религиозно-духовным объединением "Турăç" (в 2001 ликвидировано по требованию Минюста); первый президент д.ф.-м.н. Д.Д. Ивлев, а верховный жрец (мучавур) - Хведеру Матуру (скульптор Ф.И. Мадуров);
  Фонд поддержки чувашской национальной культуры "Сувар" ("Сăвар" чăваш наци культурин аталану фонд) - культурная организация, поддерживающая в т.ч. возрождение чувашской народной веры, участвуя в общественных молениях и устанавливая обрядовые столпы "Юпа", зарегистрирован в 2012 в Чебоксарах;
  Координационный Центр Этнической Природной Истинной религии (Народная Вера) Волго-Уральской Эйкумены (КЦ ЭПИР (НВ) ВУЭ) - неформальное объединение во главе с Советом кураторов, создано в Чебоксарах (Чувашия) в 2006 на форуме, инициированном организацией "Тура", рядом духовных лидеров чувашской, марийской, удмуртской и мордовской (эрзянской) веры;
  Совет служителей древних святилищ "Дзуары лæгтæ" - неформальный коллегиальный орган для координации деятельности священнослужителей ("дзуары лæгтæ") традиционной осетинской религии "ирон æгъдау", или "ирон дин", созданный во Владикавказе (Сев. Осетия-Алания) в 2016 по инициативе общественной организации "Иудзинад";
  Районная Моздокская община Ассов (Ацæтæ) (assdin.ru) - община последователей осетинской народной религии, основой которой является Нартский эпос, а основателем религии ассов считается Сауасса, родоначальник Великих Нартов, организация зарегистрирована в 2009 в г. Моздок (Сев. Осетия-Алания);
  Религиозная организация традиционного верования осетин "Æцæг Дин" (Истинная вера) - община последователей осетинской народной религии, зарегистрирована во Владикавказе в 2009, связана с общиной в Моздоке;
  Адыгэ хабзэ (habze.info) - движение сторонников национальной адыгской (черкесской) религии; "Адыгэ хабзэ" - наименование неписаного кодекса горской этики и этикета, частью которых выступают и традиционные верования в центре которых Единый Бог - Тха (Тхьэ) и его Т-образный символ, руководят обрядами служители "тхамада"; исповедуется ок. 7% адыгов (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абазины) России и зарубежья, в настоящее время не имеет зарегистрированных объединений;
  Организация тувинских шаманов "Тос-Дээр" (Девять Небес) - одно из первых зарегистрированных централизованных объединений последователей народной языческой веры в Сибири, в 1993 в Кызыле (Тыва) создана организация шаманов "Дунгур" (Бубен), а в 1998 - "Тос-Дээр", возглавил которую президент, к.и.н., писатель М.Б. Кенин-Лопсан;
  Организация шаманов "Адыг-Ээрен" "Дух Медведя" (adyg-eeren.ru) - местная языческая организация в г. Кызыл (Тыва) во главе с Верховным шаманом Республики Тыва, позиционирующая возрождение тюрко-монгольского и скифского тенгрианства, шаманизма и ведического знания; 
  Духовный центр бурятской народной религии "БƟƟ мургэл" - религиозная организация приверженцев бурятского язычества (название переводится как "Шаманская вера"), община под руководством Н.А. Степановой (сейчас возглавляет Общество центрально-азиатского шаманизма) возникла в 1991, зарегистрирована в 1993 как "Хэсэ хэнгэрэк" ("Грохочущий бубен"), переименована в 1997;
  Межрегиональный центр шаманов "Хаан-Тэнгэри" (ВКонтакте) - централизованная организация бурятского язычества, базой при создании которой послужила зарегистрированная в 2002 местная организация "Тэнгэри", центр в Улан-Удэ, филиалы в Чите, Иркутске и Москве, в 2013 начато строительство храма "Тэнгэрин Ордон" в Улан-Удэ;
  Совет шаманских общин Прибайкалья - неформальный консультативный и координирующий орган, созданный в Иркутске в 2008 для ряда бурятских языческих общин Иркутской обл., где исторически в большей степени, чем в Бурятии, сохранились добуддийские верования и обряды;   
  Международный Фонд Исследования Тенгри (МФИТ) (tengrifund.ru) - основная международная реконструктивистская организация, пропагандирующая тюрко-монгольское тенгрианство, обосновывает появление тенгриведения; резолюция о намерении создания Фонда была принята на II-й Международной научной конференции "Тенгрианство и эпическое наследие кочевников Евразии: истоки и современность" в 2009 в Улан-Баторе (Монголия), в 2011 на III-й Конференции принят устав и Фонд был зарегистрирован в Якутске;
  Айыы итэҔэлэ (uhhan.ru/publ/132-2) - известное как "Кут-сюр" (Душа-дух) якутское неотенгрианское реконструктивистское объединение (название переводится как "религия Айыы"), основанное к.филол.н. Л.А. Афанасьевым (Тэрисом), автором монотеистического Учения Айыы, где верховный бог якутского пантеона Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог-Господин) отождествлен с Тангра (Урун Аар Тойон), все остальные 63 бога - его проявления, его служители - белые шаманы (жрецы - алгысчыт), в отличие от целителей - шаманов черных, якуты призваны возродить тенгрианство для всего тюркского мира, священным считается якутский эпос (олонхо); в 1990 была основана школа "Кут-сюр", зарегистрирована в 1993, в дополнение к ней в 1994 создана ассоциация "Итэхэл" для организационного обеспечения деятельности школы, в 2015 зарегистрирована местная религиозная организация Айыы итэҔэлэ в Якутске, ее возглавляет Тойон (руководитель) и Сэсэн (философ), создаются для молений и обучения "дома Айыы", выпущено учебное пособие для средних школ;
  Аар Айыы итэгэлэ (Религия Аар Айыы) - якутское неоязыческое объединение тенгрианцев, основанное на идеях руководителя Ассоциации народной медицины Якутии с 1990, д.м.н. В.А. Кондакова, первоначально поддерживавшего организацию "Кут-сюр", но затем не согласившимся с умалением роли шаманов-целителей и мифотворчеством, автором "Аар Айыы итэбэлэ" в 6 кн. и "Тайны сферы шаманизма" в 4 кн., где Единый Бог - Тангра (Урун Аар Тойон), почитаются также якутский пантеон и космические силы, святыми названы ряд шаманов и богатырей; в 1996 в ассоциации была создана исследовательская организация "Юрюн Аар Тойон", в 2011 были зарегистрированы три первые общины (при поддержке Высшего Совета Старейшин (Ытык Субэ) Якутии), а в 2014 учреждена централизованная религиозная организация во главе с Верховным Великим Учителем (Шаманом), имеет свой дом "Аар Айыы итэгэлин дьиэтэ" в Якутске;
  Школа экологии души "Тенгри" - алтайская тенгрианская община, созданная в 1995 в пос. Онгудай Республики Алтай, ориентирующаяся, как на традиционный шаманизм, так и неотенгрианство;
  Союз Венедов (ВКонтакте) - старейшее русское неоязыческое (реконструктивистское) религиозно-политическое объединение "славянского ведизма"; в 1986 в Ленинграде было создано "Общество волхвов" (к.ф.н. В.Н. Безверхий - Остромысл), участвовавшее в Национально-демократической партии, в 1989 от последней отделилась Русская Народная партия, в результате ее раскола в 1990 возник Союз как историко-культурологическое общество хлеборобов, управляемый Вече и Думой, в вероучении которого, в соответствии с Велесовой книгой, боги понимаются в качестве ипостасей единого Бога Сварога, а славянская религия как высшая ступень религии Вед, общины в основном присутствуют в Петербурге и Ленинградской обл., а также Сибири;
■  Схорон еж словен (СеС) (wolf-step.su obichay.org) - славянское неоязыческое объединение, близкое к "славянскому ведизму", созданное как община "Шаг Волка" в 1991 в Петербурге целителем В.Ю. Голяковым (Владимир Богумил II Голяк - Жрец Всех Славян, бывший член "Союза Венедов", р. 1968), возводящее себя к новгородскому князю XI в. Милославу Богомилу, считается руководимым тайным Великим Кругом - представителями знахарских родов Поморской Руси, священными являются собственные книги ("Вышень" и др.), где все боги (Перун, Род, Семаргл, Сварог, Световид) понимаются как аспекты пантеистического Всебога, политическая сторона учения носит националистический характер, общины-пятины есть в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Владивостоке, Украине и Белоруссии;
  Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) (rodnovery.ru) - крупнейшее родноверческое неоязыческое (реконструктивистское) объединение; создан в 1997 общинами из Калуги (Вадим Казаков), Москвы и Обнинска (две последние вышли в 1998), в 2004 состоялся Первый Международный Съезд Славянских Общин, в 2005 ССО зарегистрирован как централизованная религиозная организация, в 2014 учреждена также одноименная межрегиональная общественная организация; во главе ССО Вече, Вече жрецов, Глава и Верховный жрец, а в 2015 открыт храм Огня Сварожича у д. Красотынка Калужской обл.; ССО стремится возродить подлинные верования и обряды древнеславянской религии, дистанцируясь от неоязыческого новодела, единым Богом всех богов почитается Род; общины есть в Москве, Калуге, Орле, Тамбове, Смоленске, Ставрополе, Кургане, Кемерово, Белоруссии, Литве;
  Велесов круг (ВК) (velesovkrug.ru) - родноверческое неоязыческое объединение, созданное в 1999 рядом независимых общин (И.Г. Черкасов - Велеслав из Москвы и Д.А. Гасанов - Богумил Мурин из Обнинской общины Трояна "Триглав" в Калужской обл., существующея с 1993), управляется Советом волхвов, верховод и жрецов; покровителем выступает Бог Велес, а высшим Богом - Род, празднования Купалы, Перунова Дня и Коляды проводятся совместно с ССО СРВ, общины в Москве, Обнинске, Костроме, Рязани, Перми, Казани, Комсомольске-на-Амуре и др., Украине и Белоруссии;
  Круг Языческой Традиции (КЯТ) (triglav.ru slavya.ru schimanas.ru olymp.maxbb.ru) - неформальное неоязыческое объединение родноверов и иных течений, особенностью КЯТ является объединение сторонников не только славянской, но и в целом индоевропейской веры (эллинской, германской и др.); центром при создании стала "Московская славянская языческая община" (МСЯО, с 2003 - Московское Славянское Языческое Объединение), созданная в 1989 на базе клуба славяно-горицкой борьбы (А.К. Белов - Селидор и А.А. Добровольский - Доброслав) и зарегистрированная в 1994, временно была среди учредителей ССО, в 2000 МСЯО и общины Подмосковья подписали Коломенское Обращение о необходимости вечевого устройства организации и в 2002 на капище в Чертаново создали незарегистрированное движение КЯТ (д.ф.н. А.Н. Наговицын - Велемудр, к.ф.-м. н. Н.Н. Сперанский - Велимир и др.), управляется Советом; славянские общины в Москве (одна из общин - "Купала", позднее "Коляда вятичей", создана еще в 1990 Всеславом Светозаром), Троицке, Долгопрудном, Сергиевом Посаде МО, Калининграде, Оренбурге, Владимире, Муроме, Рязани, Казани, Хабаровске, Белоруссии и Украине, группы последователей веры в олимпийских Богов "Лига Освобождения Разума" в Омске и Волгограде, германо-скандинавские общины в Подольске и Королеве МО);
  Всероссийский религиозный союз "Русская народная вера" (РНВ) (rnv.rodnovery.com) - родноверческое неоязыческое объединение, в 2008 один из лидеров ССО И.О. Волкова - Крада Велес была исключена из Союза и учредила на базе Москвы и Подмосковья Союз славянских общин "Северный союз", переименованный в РНВ, боги понимаются в качестве ипостасей единого Бога Сварога, РНВ занимает проправительственную политическую позицию /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Марийские жрецы, Кон.XIX в. (www.ethnomuseum.ru)

Марийское моление Сярем (www.finugor.ru)

Лидеры марийской, удмуртской, эрзянской и чувашской веры (www.halahineme.blogspot.com)

Осетинское святилище Реком (www.osinform.org)

Осетинское святилище Тхосты Дзуар (www.assdin.ru)

Черкесский Т-символ Тха (www.gupsisa.com)

Алтайская шаманка, нач. ХХ в. (www.wikimedia.org)

Хакасский шаман 1939 (www.ethnomuseum.ru)

Центр якутской духовности Арчы Дьиэтэ 2002 Якутск (www.wikimedia.org)

Якутская тенгрианская молитва (www.tangra-tengri.blogspot.com)

Русский праздник Купала (КЯТ) (www.kapishe.ru)

Русское капище под Калугой (www.wikimedia.org)

Русский праздник Купала (КЯТ) (www.kapishe.ru)

"Схорон еж Словен" (www.wikimedia.org)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения