СУННИТЫ / SUNNIS

Следующая информация взята из онлайн книги к.ф.н. И.Н. Попова "Справочник всех религиозных течений и объединений в России
The following information is taken from an online book, "The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia", by Dr. Igor Popov


Большая Ханская мечеть 1532 Бахчисарай (www.wikimedia.org)

СУННИТЫ: Суннизм является основным течением ислама, самоназвание "люди сунны" значит, что они руководствуются в жизни сунной, словами и поступками пророка Мухаммеда, которые записаны в виде хадисов, например, в сборнике "Сахих ал-Бухари". Относительно халифата верят, что халифом может быть достойный мусульманин из племени курейшитов, из которого Пророк. В настоящее время существует 4 мазхаба, т.е. богословско-правовой школы с несколько различными правилами и обрядами (ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты), но полностью взаимопризнаваемыми, в России распространены ханафиты и шафииты, есть и внеконфессиональные мусульмане, не следующие одной школе (например, салафиты/ваххабиты). Мазхаб ханафитов берет начало от великого муфтия Абу Ханифы (699-767) из персидского рода, по сути первого, кто систематизировал и письменно изложил основы богословия и фикха. Он и его ученики применяли рационалистические методы правоведения и допускали следование обычаям. Источники шариата ханафитов: 1) Коран; 2) сунна; 3) иджма (единодушное мнение ученых); 4) кияс (иджтихад, суждение по аналогии, хотя с течением времени почти все сунниты стали говорить о "закрытии врат иджтихада" в наши дни); 5) истихсан (целесообразное предпочтение); 6) адат (обычаи). Сегодня ханафитский мазхаб наиболее многочисленен и доминирует в Турции, Боснии, Албании, Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш, Китае, среди суннитов бывших советстких республик, в т.ч. России. Основатель второго, шафиитского мазхаба, великий муфтий Имам аш-Шафии (767-820), родился в курейшитском роде и часто почитается в качестве обновителя Ислама (мужаддида) II-го века по мусульманскому календарю. Он продолжил, но критически положения мазхабов ханафитов и маликитов, в частности, он отверг в качестве источников права независимое суждение (ар-рай), истихсан и обычаи Медины. В семитомном сочинении "Китаб аль-Умм" он изложил новый фикх, внеся значительный вклад в теорию кияса. Источниками шариата шафиитов являются: 1) Коран; 2) сунна; 3) иджма и 4) кияс. В наше время мазхаб шафиитов второй по численности в мире и преобладает в Йемене, Судане, Эритрее, Сомали и странах Африки южнее Сахары, а также Малайзии, Брунее и Индонезии. В России суннитами-шафиитами являются народы Дагестана, Чечни и Ингушетии, среди последних также распространены суннитские суфийские братства (вирды).
■ Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России) (cdum.ru) - старейшее духовно-административное объединение мусульман России (кроме Кавказа) с центром в Уфе, которое фактически является преемником дореволюционного Оренбургского магометанского духовного собрания; после недолгого существования с 1917 по 1920 "Диния назараты" с центром в Казани, в 1920 в Уфе вновь учреждено Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) для Европейской России, Сибири и Казахстана, в 1948 преобразовано в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с меньшим кругом полномочий, наконец в 1992 на VI Чрезвычайном съезде мусульман России было принято решение о преобразовании ДУМЕС в нынешнее ЦДУМ, а региональные мухтасибаты - в региональные духовные управления мусульман во главе с муфтиями и введен сан Верховного муфтия (муфтий шейх-уль-ислам), при этом некоторые муфтияты (Башкортостана, Татарстана и др.) вышли из состава; руководящие органаны - Меджлис (съезд), Президиум, Совет муфтиев и Совет улемов, администрация; основной вуз - Российский исламский университет  в Уфе (первоначально с 1989 Медресе им. Р. Фахретдина); еще до 2010-х сохранялось соподчинение Уфе духовных управлений некоторых постсоветских стран (Белоруссия, Молдавия, стран Прибалтики), в силу чего ЦДУМ с 1992 по 2000 именовалось ЦДУМ России и Европейских стран СНГ; председательствует в Ассоциации внешних связей мусульманских организаций СНГ; выражает умеренно-консервативные, толерантные (так в его составе есть астраханская шиитская община мечети "Баку") и экуменические взгляды;
■ Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) (dumrf.ru) - сравнительно немногочисленное, но влиятельное общероссийское духовно-административное объединение мусульман с центром при Московской Соборной мечети, отделившееся от ЦДУМ в 1994 как Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР), с 1998 - Духовное управление мусульман Европейской части России (Московский муфтият), наконец на съезде 2014 переименовано в ДУМ РФ; состоит из региональных мухтасибатов и ряда местных общин, руководящие органы - Маджлис (съезд), Совет муфтиев (не путвть с близким Советом муфтиев России), Президиум и Председатель, избираемый на 5 лет, также - Совет улемов; вузы - Московский и Нижегородский исламские институты; выражает обновленческий взгляд на шариат посредством возобновления практики иджтихада (не путать с ваххабитским фундаментализмом), поддерживается межисламский диалог (председатель ДУМ РФ входит во Всемирный форум по сближению исламских мазхабов);
■ Совет муфтиев России (СМР) (muslim.ru) - совещательное объединение глав ряда духовных управлений в России, созданное в 1996 в Москве по инициативе руководства ДУМЦЕР (муфтий которого и стал председателем СМР) и при участии духовных управлений Поволжья, Татарстана, Сибири и др. (претмущественно объединенных в существовавший ВКЦДУМР (1992-1998)), первоначально как централизованный муфтият региональных организаций, ныне - представительный координационный орган ряда муфтиев: собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений, Председатель Совета избирается на 5 лет, центр при Московской Соборной мечети, в планах создание совета муфтиев стран СНГ; в 2002 в СМР образован первый в стране отдел сертификации халяльной продукции, в 2012 зарегистрированы стандарт  Росстандарте и отдельный Центр "Халяль"; после периода роста наблюдается снижение числа представленных муфтиятов; в целом следует обновленческим взглядам ДУМ РФ;
■ Духовное собрание мусульман России (ДСМР) (dsmr..ru) - общероссийское совещательное объединение мусульман, фактически - новое федеральное духовно-административное управление-муфтият, созданное в 2016 несколькими менее консервативными региональными муфтиятами, отделившимися от ЦДУМ (Московский и Омский муфтияты, ДУМ Чувашии и др.) с целью диалога между всеми уже существующими муфтиятами в стране, центр в Москве, глава - московский муфтий и Совет улемов; выступает за возрождение суфийских традиций ханафитского мазхаба среди мусульманских народов Поволжья и всей России, во многом под влиянием суфиев Муфтията Республики Дагестан - крупнейшего регионального объединения, присоединившегося к ДСМР;
■ Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) (kcmsk.ru) - крупнейшее по числу общин (ок. 3 тыс.) межрегиональное духовно-административное объединение мусульман шафиитского и ханафитского мазхабов на российском Кавказе и в РФ в целом, созданное в 1998 в Назрани представителями ряда муфтиятов; после распада существовавшего в 1944-1992 Духовноого управления мусульман Северного Кавказа в Буйнакске (первые муфтияты, напр. Карачаево-Черкесский, вышли уже в 1989), новые региональные духовные управления были до 1998 представлены в казанском Высшем координационном центре духовных управлений мусульман России (ВКЦДУМР); КЦМСК объединил муфтияты северокавказских республик (муфтий Дагестана вышел), Калмыкии, Ставропольского и Краснодарского краев, возглавляется Маджлисом (съездом), Советом, избираемым на 5-летний срок Председателем и Исполкомом, центр в Москве, региональный офис в Черкесске, выражает консервативный взгляд на ислам, уважение к местному адату и неприятие ваххабизма;
■ Муфтият Республики Дагестан/Духовное управление мусульман Дагестана (Муфтият РД) (muftiyatrd.ru) - крупнейшее региональное духовно-административное объединение мусульман шафиитского/суфийского направления; образовалось на базе фактически распавшегося ДУМ Северного Кавказа в Буйнакске в 1990, в нач. 90-х от ДУМ Дагестана отделились духовные управления кумыков и даргинцев, но в 1994 единство было восстановлено; центр первоначально в Буйнакске, с 1991 в Махачкале при новой мечети Юсуф Бей Джами, возглавояется Муфтием, органы - Совет (шура), Советы алимов и мечетей, состоял в КЦМСК, ныне - в ДСМР, имеет Дагестанский Исламский университет им. Имама Шафии (осн. 1990) и иные вузы в Махачкале, Буйнакске и Дербенте; руководство в основном принадлежит к двойному суфийскому тарикату Накшбандия-Шазилия;
■ Духовное управление мусульман Чеченской Республики (ДУМ ЧР) (dumchr.ru) - региональное духовно-административное объединение мусульман шафиитского/суфийского направления (тарикаты Кадырия и Накшбандия); образовано Советом имамов Чеченской Республики (ставшей фактически независимой) в 1991 на базе преобразованного ДУМ Чечено-Ингушетии, вышедшего в 1990 из распадавшегося ДУМ Северного Кавказа, но после того, как в 1992 был создан просепаратистский Исламский центр ЧРИ и власти обвинили муфтия ДУМ ЧР в пособничестве попытке госпереворота, регистрация временно аннулировалась, муфтият требовал от властей запрета ваххабизма и выдворения его эмиссаров, с 1999 занимает пророссийскую позицию, а его муфтий в 2000 назначается главой Администрации республики, тогда же прошла регистрация в российских органах; возглавляется Муфтием, органы - Аппарат, Совет алимов, Меджлис, состоит в КЦМСК, имеет Российский Исламский университет им. Кунта-Хаджи в Грозном и старейший (1988) на Северном Кавказе Курчалоевский исламский  институт им. Ахмат-Хаджи Кадырова;
■ Духовное управление мусульман Татарстана (ДУМ РТ) (dumrt.ru) - одно из крупнейших духовно-административных объединений мусульман, вышло из ЦДУМ в 1992, когда в Набережных Челнах прошел его учредительный съезд, организованный Исламским центром РТ; его муфтий возглавил существовавший с 1992 по 1998 в Казани Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман европейской части бывшего СССР и Сибири, переименованный в Высший координационный центр духовных управлений мусульман России (ВКЦДУМР), затем, до 2011 в составе СМР (с которым слился и ВКЦДУМР в 1998), ныне самостоятельно; центр при соборной мечети Кул Шариф (Казань), принципиально не стремится включать в свой состав татарские общины за пределами Республики, имеет Российский исламский институт (Казань), соучредитель Болгарской исламской академии (для продвинутого обучения);
■ Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) (dumrb.ru) - один из крупнейших региональных муфтиятов, центр в Уфе; еще в 1917-1936 действовало независимое от общероссийского муфтия Духовное управление Башкурдистана, переименованное в Центральное духовное управление мусульман Башкирской АССР (ДУМ БАССР), с резиденцией в Стерлитамаке, а затем в Уфе; самостоятельное ДУМ РБ было воссоздано в 1992 на съезде духовенства в Уфе, - муфтият стал первым вышедшим в постсоветские годы из ЦДУМ; включает преимущественно башкирские мечети республики, в то время как татарские тяготеют к ЦДУМ; до 1998 входило в ВКЦДУМР, ныне представлено в СМР и ДУМ РФ, возглавляется Председателем и Президиумом;
■ Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР) (ВКонтакте ics-halal.com) - межрегиональное духовно-административное объединение мусульман, первоначальное название - Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока, образовано в 1997 в Тобольске как восточное крыло Духовного управления мусульман Европейской части России (будущего ДУМ РФ), в него вошли урало-сибирские муфтияты из ВКЦДУМР (председатель которого и возглавил ДУМАЧР), а также независимый Сибирский муфтият (Омск), регистрация завершена в 1998; руководство находится в Москве при формальном центре в Тобольске; состояло в Совете муфтиев России и ДУМ РФ; охватывает округа Урала, Сибири и Дальнего Востока, действует параллельно с мечетями Духовного управления мусульман Сибири (в составе ЦДУМ на базе покинувшего ДУМАЧР Сибирского муфтията) и ряда независимых областных муфтиятов;
■ Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь (Таврический Муфтият) (qmdi.org) - независимая региональная централизованная религиозная организация с центром в Симферополе; еще в дореволюционный период действовало отдельное Таврическое магометанское духовное правление с муфтием, в советские годы общины Крыма вошли в ЦДУМ для Европейской России, а после депортации крымских татар прекратили существование, возрождение муфтията произошло в 1992 на собрании представителей общин в Симферополе при содействии Меджлиса крымскотатарского народа, учредившего Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), его глава (тогда - кади) на начальном этапе вошел в недолговечный Координационный Совет глав региональных духовных управлений мусульман европейской части бывшего СССР и Сибири (Москва); после присоединения Крыма к России, организация была перерегистрирована под нынешним названием, в отличие от прежних лет стремится не давать политических оценок; органы управления - Курултай мусульман Крыма, Совет и Муфтият, имеет довольно авторитетное Азовское медресе исламских наук, придерживается умеренно-консервативных религиозных взглядов;
■ Национальная организация русских мусульман (НОРМ) (norm-info.ru) - малочисленное объединение новообращенных мусульман, выступающее в поддержку образования в составе русского народа мусульманского субэтноса, образовано в 2004 в Омске, открыто для всех суннитов, но предпочтительным считается нетрадиционный для России мазхаб маликитов, объединяет лишь часть русских мусульман;
■ Салафиты (ваххабиты) - пуританское и фундаменталистское движение среди мусульман-суннитов, выступающее за пересмотр шариата четырех мазхабов в пользу практики времен раннего ислама (возвращение к Корану и сунне, предкам (саляфам)), во многом опирается на положения мазхаба ханбалитов, отрицается суфийский синкретизм, в т.ч. почитание могил пророков и святых и взывание к ним; возникло в XVIII в. в Аравии, лидер - Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (1703-1792) в союзе со сторонниками независимости от Османской империи, впоследствии стало официальным вероисповеданием Саудовской Аравии и Катара; в кон. ХХ в. обрело популярность среди части мусульман России: особенно в отдельных районах фактически независимой Чечни, Ингушетии и Дагестана, в последнем целые села в Буйнакском р-не были под управлением эмиров-ваххабитов, с территории Чечни действовал военизированный Конгресс народов Чечни и Дагестана, проваххабитскую идеологию имела основанная в Астрахани Партия исламского возрождения (1990-1994), ваххабитскими были крупная астраханская кавказская община, общины мечетей "Кул Шариф" и "Казан нуры" в Казани, "Тауба" Набережных Челнов, "Нур Ислам" Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого АО, работали издательства в Москве ("Бадр") и Дагестане; в то же время, со стороны ряда политиков и традиционных объединений мусульман обвиняется в экстремизме и нелояльности властям, группы не имеют централизованных организаций, обычно с автономным статусом либо не зарегистрированы (регистрация стала практически невозможна после принятия антиэкстремистского законодательства);
■ Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования (islamfund.ru) - благотворительный фонд, учрежденный в 2006 в Москве основными централизованными организациями мусульман при участии Миннауки и высшего образования РФ, распределяюший пожертвования благотворителей и ставящий целью способствовать предотвращению, как исламофобии, так и исламского экстремизма, возглавляется директором и председателем правления /Материал к.ф.н. И.Н. Попова/

Соборная мечеть 1913 СПб. (www.wikimedia.org)

Мечеть Кул-Шариф 2005 Казань (www.wikimedia.org)

В Московской Соборной мечети 2016 (www.autogear.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения